Мужчина и женщина

Илию II спускают с небес

Илию II спускают с небес. 22975.jpegПатриарх Грузии Илия Второй возмущен дезинформацией о расколе внутри Грузинской православной церкви, вызванном законом о статусе религиозных объединений. Этот документ был принят парламентом в рекордно короткие сроки еще летом. Он позволил почти всем общинам присваивать статус юридического лица. Ранее такой привилегией пользовалась только ГПЦ. Свой протест законодателям сразу же выразило и общество, и Священный Синод грузинской церкви. Но те, кто добивался отмены исключительного положения ГПЦ, продолжают снижать ее авторитет.

Что ни скажет грузинский патриарх на проповеди - тут же подхватывают все грузинские СМИ, пересказывают друг другу на улицах, цитируют в госучреждениях. Илия Второй - непререкаемый авторитет. Или, точнее, был таковым.

За последние пару лет, после войны 2008 года, образ грузинского патриарха слегка померк благодаря неустанному труду разрушителей грузинских традиций. Против него заточили перья представители так называемого "Института свободы" - общественной организации, члены которой прошли свои университеты на Западе. Вернувшись, они принесли в Грузию вместе с "революцией роз" и "культурную революцию", поставив целью привить грузинам либеральные ценности. Православная вера, сохранившаяся в республике несмотря на 70 лет советской власти, оказалась существенной помехой при перевоспитании грузин и отлучении их от единоверной России. Поэтому Илию Второго стали спускать с небес.

Патриарха в видеороликах на интернет-сайтах представляли распутником. Его паству провоцировали на драки с богохульниками-писателями, а потом объявляли сумасбродной сектой. Журналисты докапывались до его московского прошлого и называли агентом Кремля. Но самый, пожалуй, сокрушительный удар был нанесен ГПЦ и ее главе в этом году. Парламент Грузии принял, а президент подписал изменения в Гражданский кодекс, благодаря которым теперь все религиозные объединения могут зарегистрироваться в качестве юридических лиц.

Ранее это преимущество было только у Грузинской православной церкви. Это особое положение закреплено специальным соглашением с правительством - Конкордатом, и отражено в Конституции. Пока одна ГПЦ оставалась юридическим лицом, только она имела право оформлять на себя недвижимость. Теперь эта возможность открылась для Армянской апостольской церкви, католических, мусульманских, иудейских, буддийских и прочих конфессий.

Как только законопроект был принят, в грузинском обществе началась истерия против армян, так как всем показалось, что Михаил Саакашвили поддался на уговоры Гарегина II. Тот приезжал в Грузию и поднимал вопрос о нескольких спорных церквях в Тбилиси и Ахалцихе. Во время визита стороны сошлись на том, чтобы у армянских храмов в Грузии был такой же статус, как и у грузинских в Армении. Армянское законодательство допускает существование юридических лиц у любых религиозных организаций. Грузинам в Армении нужно просто подать заявку на регистрацию.

Но парламент не стал ждать, пока грузинская диаспора в соседней стране уладит вопрос со своим статусом. Более того, он принял универсальный законодательный акт, который уравнял в правах все конфессии. Этого от правительства Саакашвили требовали европейцы, с точки зрения которых в Грузии ущемлялись права религиозных меньшинств. А вот грузинский народ подверг депутатов справедливой критике. Ведь Грузинской православной церкви хотелось отстоять свои объекты не только в Армении, но и в Турции, и в Азербайджане, и статусом мусульманских общин можно было еще поторговать.

Общественность Грузии в этих тонкостях не разбиралась, потому что заражена армянофобией. Это объяснимо, поскольку Ереван является союзником Москвы. А вот организация "Собрание православных" и Священный Синод нашли своему негодованию более конкретного адресата.

Собрание распространило обращение, в котором потребовало от правительства страны срочных мер по укреплению института Грузинской православной церкви. В свою очередь, Священный Синод заявил, что законопроекты в отношении религии должны рассматриваться на основе предварительных консультаций, так как эта сфера жизни - весьма специфическая. Поэтому иерарх и призывал власть начать межправительственные переговоры по статусу Епархии Грузинской православной церкви и по вопросам собственности.

Обращение разошлось по газетам и медиа-ресурсам вместе со сплетнями о расколе в Церкви, наметившемся на заседании Синода. И хотя патриарх сразу назвал их безосновательными, журналисты не унялись.

Поэтому накануне глава грузинской православной церкви снова опроверг информацию о том, что часть членов Священного Синода выступила против него. Илия Второй заявил, что считает эти слухи частью антицерковной клеветнической компании.

Надо полагать, за кулисами новой травли патриарха и церкви снова стоят либеральные силы. Но позиция ГПЦ их раздражает не только потому, что противоречит западным взглядам на равноправие конфессий. Просто патриарх имеет слишком большую власть над умами, а это мешает манипулировать грузинским народом. Как писал в одной из телеграмм, опубликованных сайтом WikiLeaks, экс-посол США в Грузии Джон Тэффт, "управлять Грузией без Библии и Бога невозможно".

"Православная Церковь Грузии является влиятельной и незаменимой союзницей администрации Саакашвили. Однако твердое отношение к традиционным ценностям и будущие планы властей могут оказаться несовместимыми, и за этим непременно последует противостояние. Бывший премьер-министр Гургенидзе считает Церковь непрестанной и антизападной силой. В настоящее время Церковь поддерживает интеграцию в НАТО и Евросоюз, однако если это изменится, Церковь станет значительным оппонентом властей и получит большое влияние на внешнюю политику Грузии", - доложил Тэффт в 2008 году. С тех пор Илии Второму не дают покоя злые наветы.