Грузинские власти прикладывают огромные усилия, чтобы старшие товарищи из НАТО и Евросоюза закавказскую республику признали как равную. Ради этого тбилисские бюрократы даже пошли против единственной консолидирующей силы грузинского общества - Православной церкви и лично патриарха-католикоса Илии II, приняв поправки в Гражданский кодекс, наделившие правовым статусом все религиозные организации в стране. Стремясь выслужиться перед Западом, они демонстративно проигнорировали массовые протесты в обществе против этой религиозно-правовой реформы. Правители Сакартвело никак не могут понять, что настоящая демократия - это не пресмыкательство перед иностранными "цивилизованными" державами, а исполнение воли своего народа. Но теперь у властей появился шанс несколько реабилитироваться перед обществом - выполнив требования Собрания православных Грузии.
В начале прошлого месяца грузинские парламентарии приняли поправки к Гражданскому кодексу, наделив юридическим статусом все религиозные объединения страны, которые признаются таковыми Советом Европы. Это вызвало бурю возмущения в обществе, а патриарх Илия Второй попросил президента Михаила Саакашвили наложить на них вето. Но когда выпадает шанс выслужиться перед Западом, грузинскому лидеру нет дела до мнения самого уважаемого человека в стране: он не колеблясь подписал скандальный законопроект. Однако демократические ценности, о приверженности к которым так любит заявлять хозяин дворца в Авлабари, подразумевают равное отношение ко всем участникам общественно-политического процесса. Об этом и решили напомнить зарвавшемуся демагогу представители Собрания православных Грузии. Они выдвинули Саакашвили и его приспешникам три требования, которые должны быть выполнены до осени. И первое из них заключается в том, чтобы добиться признания статуса и привилегий Грузинской Православной Церкви теми странами, пожелания которых так любит реализовывать грузинский лидер, зачастую в ущерб национальным интересам страны.
Читайте также: Грузины предпочли Мишико патриарха
Христианские активисты справедливо рассудили: поскольку религиозные организации Турции, Армении, Азербайджана, европейских стран наделены в Грузии юридическим статусом и пользуются особыми привилегиями, то было бы логично наделить аналогичными правами и статусом на территории этих государств Грузинскую церковь, все ее древние и новые храмы.
"В противном случае односторонне принятый закон о присвоения статуса юридических лиц другим конфессиям должен быть срочно упразднен как псевдодемократический и дискриминирующий Православную Церковь и ущемляющий права православных христиан", - говорится в обращении, которое распространило Собрание православных Грузии. Для выполнения этого требования власть, по мнению религиозных активистов, должна инициировать академические переговоры с представителями упомянутых стран и религий, которые могут способствовать справедливому решению вопроса. Также руководство республики обязано провести экспертизу деятельности других религиозных конфессий в Грузии на предмет ее соответствия интересам и традициям страны.
Вторым пунктом обращения православных граждан стало требование к правительству - отказаться от насильственного введения новых электронных удостоверений личности, которое направлено на формирование системы тотального контроля над личностью и ущемление ее прав. Руководитель православного собрания Заза Нанобашвили в ходе акции протеста перед Национальным музеем заявил, что власти не должны навязывать гражданам электронные идентификационные карты, предоставив право выбора между ними и документами старого образца.
Читайте также: Саакашвили не боится Бога
И, наконец, третьим требованием активистов стало возвращение чудотворного Анчисхатского образа Спасителя из Национального музея Церкви. Чиновники должны предпринять меры для обустройства места для иконы в храме Анчисхати с учетом требований безопасности, а также издать распоряжение "об освобождении иконы из музейного плена". В случае их невыполнения Собрание православных будет рассматривать правительство Грузии в качестве лоббиста инородных религий за счет Грузинской православной церкви.
При всей категоричности требований православных активистов, в них не содержится ничего экстраординарного или противозаконного. Пойдя им навстречу, грузинские власти могли бы продемонстрировать свою приверженность демократическим ценностям не своим покровителям в Вашингтоне и Брюсселе, а собственному народу. Но ждать этого, увы, было бы глупо.
Узурпировав власть и сосредоточив в своих руках все рычаги управления общественно-политической и экономической жизнью в Грузии, Михаил Саакашвили на этом не остановился. Торопливо утвердив пресловутые поправки в Гражданский кодекс и презрев авторитет Грузинской церкви и ее предстоятеля Илии Второго, он показал, что настал черед духовной сферы. Дав отмашку на разгон демонстрантов на проспекте Руставели, он ясно дал понять: в общественной жизни Грузии царит кровавый террор. А теперь и в религиозной жизни грузин доминирует воля Мишико.