История с задержанием тирдзнисских подростков благополучно разрешилась. Посодействовали российский уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, его европейский коллега Томас Хаммарберг и грузинский оппозиционер Зураб Ногаидели.
Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, отказавшийся было выполнить обещание и помиловать нарушителей осетинских законов, пошел на уступку. Вместе с Леваном Хмиадашвили и Виктором Бучукури, задержанными 4 ноября, был отпущен и 16-летний юноша Георгий Арчвадзе, арестованный еще летом за незаконное пересечение границы.
Напомним, четыре подростка из села Тирдзниси 4 декабря были пойманы в Цхинвале. В рюкзаках у них нашлась взрывчатка, происхождение которой они объяснить не смогли. Их поместили в следственный изолятор по обвинению в хранении взрывчатых веществ и пересечении госграницы.
К делу было приковано внимание всей Грузии. Тбилиси обвинил Цхинвал в похищении этих ребят и посчитал все выдвинутые обвинения надуманными. Сами подростки сначала во всем признались, но потом отреклись от своих слов, когда с ними встретились представители Красного креста.
Уладить этот конфликт приехал еврокомиссар по правам человека Томас Хаммарберг. Однако южноосетинские власти отказались просто так отпустить подростков.
В день, на который был назначен суд, Хаммарберг привез из Грузии пятерых осетин, которых месяцами абсолютно незаконно удерживала грузинская сторона для последующего размена. Вот они и пригодились.
На суде двум несовершеннолетним грузинам Георгию Ромелашвили и Алеко Цабадзе был вынесен приговор об условном наказании и они были освобождены. А двух оставшихся парней Эдуард Кокойты пообещал Хаммарбергу помиловать в течение 10 дней.
Однако спустя две недели президент передумал. Он отказался действовать под давлением грузинских и европейских политиков. Ведь ожидая милости от Эдуарда Кокойты, они ничего не делали для поисков пропавших в Грузии троих осетин, младшему из которых на момент исчезновения было лишь 15 лет. А их родственники просили не отпускать грузин, пока Тбилиси не сделает шаг навстречу.
Более того, в Грузии Кокойты продолжали поливать грязью.
Уговаривать его ездили в Цхинвал трое грузинских деятелей - республиканец Паата Закареишвили, репортер Вахтанг Комахидзе и председатель Союза инвалидов войны Манана Мебуке. За этот визит официальный Тбилиси заклеймил их чуть ли не предателями, которые помогают легитимизировать «криминальный режим Кокойты».
В свою очередь Томас Хаммарберг, устав от осетинского нажима, заявил, что больше в Цхинвал не поедет, а будет общаться по телефону.
В конце-концов, еврокомиссар пообещал, что создаст независимую комиссию, которая будет заниматься вопросом без вести пропавших и похищенных после августа 2008 года граждан Южной Осетии.
Только после этого Цхинвал уступил.
19 декабря Хаммарберг, несмотря на зарок, прибыл в столицу Южной Осетии вместе с лидером оппозиционного «Движения за справедливую Грузию» Зурабом Ногаидели.
Участие экс-премьера в миссии освобождения подростков было неслучайным. Он за последнее время трижды посетил Москву и встречался с российскими официальными лицами, налаживая хоть какие-то контакты между политэлитами двух рассорившихся стран.
Теперь Ногаидели вышел на прямую связь и с Эдуардом Кокойты, который подчеркнул, что «процесс восстановления добрососедских отношений между Грузией и Осетией необратим, также как и процесс признания независимости Южной Осетии другими странами и членами ООН».
Грузинский политик, встретившись с президентом Южной Осетии и с матерями пленников-осетин заверил, что приложит максимум усилий для освобождения примерно 40 граждан Южной Осетии, которые пребывают в грузинских тюрьмах.
В Цхинвале в этот момент был и уполномоченный России по правам человека Владимир Лукин, чью роль особо отметил Ногаидели.
Лукину пришлось выслушать немало упреков за равнодушие международного сообщества к судьбе тех осетин, что сидят в грузинских тюрьмах или исчезли без следа. Но все же омбудсмен уговорил югоосетинскую сторону сделать жест доброй воли, чтобы иметь возможность вести дальнейшие переговоры с Грузией об обмене пленниками.
В итоге Кокойты подписал указ о помиловании. В Москве это решение приветствовали. Российский МИД отметил, что «Цхинвал продемонстрировал политическую зрелость и выдержку и на деле доказал свое стремление к стабилизации обстановки в регионе, конструктивному решению гуманитарных вопросов».
А вот официальный Тбилиси тут же, пытаясь сохранить лицо, заявил - что это - якобы результат давления со стороны Грузии и международного сообщества. Миссия Ногаидели же, как считает депутат от правящей партии Давид Дарчиашвили, - это пиар-шаг, выдуманный Евгением Примаковым, которого чуть ли не сам российский премьер Владимир Путин попросил решить грузинский вопрос.
«Всем занимается непосредственно Кремль, это однозначно, чтобы посеять в грузинском обществе неприемлемость к собственным избранным властям и государству. Все это имеет такой вид сшитого белой нитью, что кажется всем это очевидно», - заявил Дарчиашвили.
А что еще скажешь, когда спесь и боязнь признаться в преступлениях мешали официальным лицам Тбилиси добиться того, что удалось Ногаидели, Лукину и Хаммарбергу, тем, кто не считает осетин людьми третьего сорта. Сдержали бы еще они свои обещания...
Фото ИА "Рес"