Грузия пребывает в некотором шоке: обмен при посредничестве еврокомиссара оказался неравным. Полиция в Гори отпустила пятерых осетин, а вернулись домой лишь двое грузин.
Несовершеннолетние Георгий Ромелашвили и Алеко Цабадзе получили по году условно и были освобождены в зале суда. А оставшиеся - Леван Хмиадашвили и Виктор Бучукури осуждены на реальный срок в один год тюрьмы.
Тирдзнисским школьникам вменяется пересечение государственной границы и хранение взрывчатых веществ. По данным следствия, ребята были задержаны, когда шли в сторону осетинского села Хеити повидать родственников. Они указали схрон недалеко от села, где прятали мешок с продуктами. Но в этом мешке оказались гранаты и тротил. Мальчишки заявили, что несли только еду и не знают, откуда появилась взрывчатка.
На суде обвиняемые признались лишь в пересечении границы. Причем сделали они это, по словам цхинвальских родственников Ромелашвили, потому что скрывались от грузинских правоохранительных органов за избиение полицейского, уточняет «Осрадио».
Двое отпущенных Георгий и Алеко в полицейском участке в Гори также заявили, что гранаты при аресте им подбросили в ранцы российские военные. В Грузии иную версию и не рассматривали, ведь грузинские правоохранители именно таким методом упекают в тюрьму радикальных оппозиционеров, лидеров нацменьшинств, россиян, заподозренных в шпионаже.
Накануне суда верховный комиссар по правам человека в Европе Томас Хаммарберг, который по настойчивому требованию грузин пытался вызволить подростков из осетинской тюрьмы, пообещал принять как должное любой приговор. «Будет решение суда, и это решение продемонстрирует, что оно не обусловлено какими-то политическими факторами. И я уважаю это», - заявил он.
Однако вердикт судьи поверг Хаммарберга в замешательство. Он даже поначалу отказался возвращаться в Грузию без остальных ребят.
«Это спровоцирует враждебное отношение к Южной Осетии. Предоставьте мне шанс, я готов работать. Если вы будете мне препятствовать, я ничего не смогу сделать. Я из тех немногочисленных европейцев, которые понимают ваши проблемы», - уговаривал человек, привезший с собой пятерых осетин и добившийся обещания прокурора Гори расследовать дела пропавших без вести осетинских парней Хачирова, Плиева и Хугаева.
Однако осетины давно уже привыкли не доверять ни европейцам, ни тем более грузинам. Как отметил постпред президента Южной Осетии Борис Чочиев, пусть сначала Грузия выполнить свое обещание - отдаст осужденных пожизненно, как обещал Гиви Таргамадзе, обмениваясь заложниками сразу после августовской войны. Выручив земляков из плена, он просто отключил мобильный телефон, отметил осетинский чиновник.
Чочиев также подчеркнул, что у Михаила Саакашвили была возможность помиловать осетин на праздник Гиоргоба, однако среди 50-ти счастливчиков не оказалось ни одной осетинской фамилии.
И все же после переговоров с президентом Южной Осетии Хаммарберг заручился его обещанием, что Эдуард Кокойты сделает гуманный шаг: помилует и освободит Левана Хмиадашвили и Виктора Бучукури в течение 10 дней. Возможно, это время дано комиссару для того, чтобы он облегчил участь еще около 40 осетин, удерживаемых в тюрьмах Грузии.
Вчера в Цхинвал Хаммарбергу удалось доставить пятерых грузинских заложников: 35-летних парней Ибрагима Лалиева и Лаврентия Казиева, задержанных 8 октября прошлого года, 50-летнего Павлика Техова и 67-летнего Якова Техова, схваченных несколькими днями позже, а также 36 -летнего Владимира Евлоева, задержанного 31 апреля 2009 года.
«Эти люди были арестованы несколько месяцев назад. Затем их официально отпустили (по решению суда 4 августа), но по непонятной причине удерживали в частном доме. Против них действовали абсолютно незаконно, и естественно, что осетинская сторона ставила вопрос об их освобождении», - пояснил газете «КоммерсантЪ» грузинский конфликтолог Паата Закареишвили.
На официальном уровне никто об осетинах-заложниках старался не упоминать, в том числе и президент Михаил Саакашвили, по обычаю спустивший всех собак на Россию за оставшихся в тюрьме двоих парней.
Представитель МВД Грузии Шота Утиашвили отказался журналистам комментировать факт освобождения осетин. А госминистр по реинтеграции Темур Якобашвили удивился, будто вовсе не знал об их существовании. «Мы неоднократно фиксировали нашу позицию относительно того, что не будет задержан ни один осетин, если он не является бандитом. Так же должна поступать и осетинская сторона», - цитирует его GHN.
Лишь начальник краевого управления Шида Картли МВД Грузии Владимир Джугели отважился пообещать, что Грузия отпустит и других задержанных осетин. «Осетины, которые задержаны нами по обвинению в мародерстве или другим уголовным делам, по доброй воле властей Грузии будут поэтапно освобождены. К этому времени нами передано осетинским сепаратистам примерно 25 человек», - заявил Джугели.
Он также подчеркнул, что Грузия исключает возможность освобождения людей, обвиненных и осужденных за убийства и терроризм еще до войны, в начале 2000-ных годов.
Как бы то ни было, а суд над подростками стал маленькой победой Южной Осетии. И даже не потому, что обмен людьми (хотя Кокойты против употребления этого термина в нынешней ситуации) оказался в пользу осетин. А потому, что с образа демократичной и уважающей законы Грузии упала маска: Тбилиси оказался любителем захватывать и удерживать заложников.
Фото с сайта Osradio.ru