Четверо грузинских подростков встретят Новый год в цхинвальском следственном изоляторе. Такой вывод можно сделать из вчерашнего заявления заместителя полпреда президента РЮО по постконфликтному урегулированию Мераба Чигоева. Он пояснил, что ребятам были предъявлены обвинения через 10 дней после ареста. Таким образом, два месяца в заключении в качестве меры пресечения истекают 4 января.
Четырнадцатилетние Георгий Ромелашвили и Алеко Сабадзе, шестнадцатилетний Виктор Бучукури и семнадцатилетний Леван Хмиадашвили были задержаны правоохранительными органами Южной Осетии 4 ноября.
Сначала юные пилигримы из грузинского села Тирдзниси признались во всех грехах. За незаконное пересечение границы их могли бы просто выдворить или оштрафовать, как это было с лесорубами, попавшимися пограничникам в Ленингорском районе. Но им светит более серьезное наказание - за хранение и ношение взрывчатых веществ. Один из них признался также в краже ружья.
Позже, в присутствии представителей Красного креста, ребята отказались от своих первых показаний.
Чигоев заявляет, что следствие продолжается, и еженедельно МВД обязали отчитываться об этом перед ведомством по постконфликтному урегулированию.
В Грузии переживают по поводу состояния юных заключенных. Политики периодически сообщают, что здоровье ребят ухудшилось, Цхинвал опровергает эти нагнетающие атмосферу заявления. Два дня назад сотрудники Красного Креста передали письма подростков их родителям.
Грузинские политики задействуют все возможные механизмы давления на Цхинвал и Москву с тем, чтобы добиться освобождения задержанных школьников. Они обратились с заявлением даже в Страсбургский суд.
Многие международные организации уже поддержали требование отпустить грузинских детей. На Западе, как всегда, приняли на веру утверждение Тбилиси, что ребят якобы удерживают как заложников исключительно в политических целях.
Заместитель государственного секретаря США по вопросам демократии, правам человека и труду Майкл Познер, который посетил Грузию с визитом, выразил озабоченность арестом и заявил, что оснований для него нет.
Парламентская ассамблея Совета Европы тоже вставила свое веское слово в защиту ребят. На сайте ПАСЕ вывешено требование к Цхинвалу немедленно освободить их: «Арест и длительное содержание под стражей этих молодых людей только увеличит напряженность в этом и так неспокойном регионе».
Власти Грузии обещают, что «похищение» (как они трактуют задержание) тирдзнисских подростков, «дорого обойдется российским оккупантам» (тоже выражение из пропагандистского лексикона Грузии).
И они действительно уже добились международного осуждения. А ведь грузинские правоохранители сами заслуживают строгого порицания. Они же так и не рассказали, куда делись похищенные ими осетинские дети, младшему из которых было всего 15 лет.
Напомним, Алан Хачиров, Алан Хугаев и Солтан Плиев исчезли 13 октября 2008 года в районе осетинского села Дван, на дороге, разделяющей его с грузинским селом Кошка.
Осетинские матери не понимают, почему международные организации не реагировали так эмоционально, когда попали в беду их сыновья.
Марина Хуриева, чей 18-летний сын пропал с остальными, говорит, что люди из Кошки видели их день похищения. «Нам сказали, что их задержали два сотрудника полиции: некто Окроперидзе, и Трамакидзе», - поясняет она.
Трамакидзе позже участвовал в так называемых эргнетских встречах с югоосетинской стороной, но на происшествие у Кошки свет не пролил.
«Куда мы только не обращались после их похищения: во все местные структуры, международные организации: Евросоюз, ОБСЕ, МККК, ООН. Красный Крест нас спрашивает самих, какую информацию мы имеем. Они сами не могут сказать нам ничего», - говорят родственники похищенных грузинами осетинских ребят. Во время визита президента США Барака Обамы они направили письмо даже ему. Но американский лидер остался глух к страданиям осетинских матерей. По-видимому, сострадание на Западе носит избирательный характер.
По некоторым данным, осетинские юноши попали в тбилисскую тюрьму в районе Глдани, но грузинская сторона отрицает это. «Несколько месяцев назад во Владикавказе появился отпущенный на свободу в Грузии заключенный, который сказал, что видел в тюрьме моего сына. Вот пытаемся сейчас найти его, хотя он и его родственники, чтобы откупиться от грузинского правосудия, продали все свое имущество и уехали оттуда», - рассказала «Осрадио» Фаризат Кулумбегова - мать Солтана Плиева.
Весной в руки осетинским правозащитникам попала видеозапись с жестоким допросом пропавших. До матери Алана Хачирова - Венеры Тибиловой - дошли слухи, что после избиения ее сын месяц находился в больнице. Об этом ей сообщила родственница одного из сотрудников силовых структур Грузии. Больше никаких известий от них не было.
Осетинские матери обращаются к властям и оппозиции Грузии: «Они так рьяно защищают своих детей, называют себя гуманным народом. Пусть проявят свою гуманность и хотя бы скажут, где находятся наши мальчики».
Скандал с грузинскими подростками уже был темой обсуждения на женевских переговорах 11 ноября. Тогда осетинская делегация пригрозила выйти из механизма по урегулированию пограничных инцидентов, если грузинская сторона так и не расскажет, куда пропали ребята из Южной Осетии.
Грузия же вместо этого расследования начала пиар-акцию вокруг тирдзинских подростков. Ее цель - отнюдь не урегулирование на границе, а очернение Цхинвала, чтобы сама мысль об участии его как стороны в новом соглашении о мире казалась международным наблюдателям неуместной.
Сегодня стало известно, что в Эргнети очередной встречи осетин и грузин при международном посредничестве не будет.