Грузинские власти, раззадоренные успехами приватизации, продолжают в массовом порядке продавать земли иностранным инвесторам. Тысячи гектаров становятся собственностью южноафриканских фермеров-буров, а для большей их заинтересованности даже создан веб-сайт, где они могут обратиться к Михаилу Саакашвили с просьбой о гражданстве Грузии. Однако сегодня обладать землей - это не просто иметь собственность, а управлять производственными единицами, превращая сельскохозяйственную продукцию в активы для спекуляции на рынках.
Актуальная с недавних пор тема по переселению фермеров-буров из Южной Африки в Грузию обрастает новыми подробностями. Если сначала власти обещали отдать переселенцам заброшенные и неосвоенные территории, то теперь выясняется, что грузинский народ обязан поделиться с иностранцами своими исконными землями, при этом оставаясь без средств к существованию. За полгода в различных селах владельцами более трех тысяч гектаров, на которых раньше работали грузинские крестьяне, стали иноземцы. Примечательно, что меморандум о возрождении экономики через сельское хозяйство был подписан рукой Папуны Давитая - министра по вопросам диаспоры, хотя там полагается стоять подписи главы Минсельхоза.
Очевидно, что привлечение дополнительной рабочей силы продиктовано демографической ситуацией в стране. Сейчас грузинское население стремительно редеет, и особенно остро кризис чувствуется за пределами мегаполисов. По мнению руководства страны, вливание свежей крови в генофонд Грузии должно быть сдобрено хорошей порцией преференций - например, самыми плодородными землями близ Кахети, Шираки и прилегающего к лесу села Чиаури Лагодехского района. Так как местные жители не смогли удержать их в своей собственности из-за высоких налогов, Михаил Саакашвили решил обратить свой взор на более платежеспособных товарищей. Еще чуть-чуть, и он превратится в принца Лимона, собирающего налоги даже за воздух.
Читайте также: Зверское богатство Сакартвело
Что будет с семьями, которые испокон веков жили на этой земле и кормились за ее счет - неизвестно. Так, население села Самтацкаро до сих пор опротестовывает продажу более тысячи гектаров пашни, однако - безрезультатно. Более того, жители этих районов даже не знают, на каких условиях иностранные инвесторы приобретают в собственность такие огромные территории. Потому что в публичном реестре такой информации попросту нет. Кроме буров грузинскими землями обладают индийцы и израильтяне, и складывается впечатление, что руководство Сакартвело активно способствует утрате контроля над иммиграционными потоками и подводит под монастырь собственных граждан. В дальнейшем это может создать неприятный прецедент. Большая часть "территориальной целостности" может оказаться в руках не "коварных российских оккупантов", а тех, кто сегодня готов платить втридорога.
Иностранцы будут вкладывать средства в развитие сельского хозяйства Грузии, однако плоды, выращенные на ее благодатной почве, станут предметом спекуляции на мировых рынках, поскольку сегодня собственник земли является владельцем бессчетного количества производственных единиц. Почти все страны мира с особой осторожностью относятся к вопросу продажи сельскохозяйственных земель гражданам других государств. Например, в Ирландии, Турции, Австрии, Японии, Исландии, Новой Зеландии, Чехии и Мексике на законодательном уровне запрещено передавать сельскохозяйственные угодья зарубежным инвесторам без гарантий, что деятельность владельца пойдет исключительно на благо государства. Оно и понятно - на таких крошечных территориях самим бы места хватило, не говоря уже о мигрантах.
Читайте по теме: Саакашвили продал родную землю
Но вот какая вышла штука: в недавнем времени страны-производители обрели геополитическую значимость, национализируя или приватизируя сырьевые ресурсы. Особенно жесткие законы действуют и в Соединенных Штатах - кормушке грузинского президента. В Калифорнии, Иллинойсе, Канзасе, Неваде, Нью-Хэмпшире, Нью-Джерси и Нью-Йорке установлены ограничения на покупку земли иностранцами и не резидентами, а в Айове, Миннесоте, Миссури и Северной Дакоте практически запрещена передача в частную собственность земель сельскохозяйственного назначения. Эти штаты являются житницей Америки, позволяющей стране удерживать первое место по экспорту зерновых культур. Такая же ситуация складывается и в Латинской Америке, где правительства на государственном уровне защищают собственность, а участие иностранцев в долевом капитале снижено до 29 процентов.
Так почему же грузинское правительство стремится распродать свои и без того невеликие территории чужестранцам, обделяя собственный народ? Ведь это уже не иммигранты, стремящиеся на "новую землю" в поисках лучшей жизни. Теперь эти люди владеют серьезным политическим инструментом, поскольку чаще всего сельскохозяйственные угодья скупают транснациональные корпорации, увеличивая свои активы путем поглощения неконкурентоспособных предприятий. Мировой финансовый кризис ударил по ним больнее всего. Спасаясь от последствий кризиса и обесценивающихся валют, они пытаются извлечь прибыль от деятельности, связанной с аграрно-промышленным комплексом, и тем самым усиливают волатильность цен на рынках.
Ранее мы писали: В грузинскую землю забурились гости из Африки
На фоне ослабления позиций еврозоны и США АТР и Ближний Восток начинают набирать обороты еще и потому, что государства в этих регионах пытаются укрепить национальную собственность, вкладывая в нее собственные деньги. И таким образом уходят от законов международной торговли, предпочитая искать альтернативные пути. Впоследствии ставка на внутреннюю экономику сыграет им только на руку, поскольку они будут спасены от обвалов рынков, кризисов и экономических санкций других стран. Ну а Грузия, разбазарив земли стратегического назначения без всякой помощи извне окончательно лишится своей территориальной целостности.