Заповедники Грузии станут охотничьими угодьями. Парламент принял законопроект, разрешающий охотиться на редкие виды животных и выкорчевывать уникальные растения в заповедниках.
Красная книга для депутатов - больше не авторитет. Биологическое разнообразие принесено в жертву проектам открытия сафари для иностранных туристов. Экологам удалось отстоять только национальные парки.
Два месяца в грузинском парламенте шла борьба между совестью и жаждой наживы. Депутаты нашли компромисс. Истреблять краснокнижных животных и растения разрешили в заповедниках, но не тронули (во всяком случае, пока) национальные парки.
Соответствующие поправки внесены в Лесной кодекс Грузии, в котором ранее не обозначалось, где и на каких основаниях можно охотиться, а также кто выдает разрешительные документы. Теперь лицензиями на отстрел будет зарабатывать Агентство природных ресурсов. Кроме того, откорректированы законы о Красной книге и Красном списке. За их содержание будет отвечать Министерство охраны окружающей среды.
Краснокнижных животных в заповедниках принесли в жертву проектам по развитию охотничьего туризма в Грузии. Сафари для иностранцев обещает казне солидные деньги, а они ой как нужны к 2013 году, чтобы выплачивать кредиты, набранные Михаилом Саакашвили. Стоимость лицензий на добычу редких зверей (оленей, кабанов, медведей) будет высокой: от 650 до 950 долларов. Дешевыми для охотников останутся лишь перелетные птицы, отстрел которых сейчас стоит шесть долларов. Сравнительно недорого будет стоить и охота на зайца, барсука, лису и дикую свинью. По лицензии можно будет убить только одну особь. Контролировать исполнение предписаний поручат рейнджерам - национальному лесному патрулю.
Кроме того, депутаты позволили обрезать и корчевать в заповедниках уникальные растения, которые мешают туристической инфраструктуре. Ранее атаке туристического бизнеса подверглись и памятники природы - такие, как Батетское озеро, мартвильские водопады и метехская скала. Они тоже были занесены в Красную книгу, а теперь станут объектами хозяйственной деятельности, так как откроются для туристов.
Новый закон экологи называют браконьерским. Директор Кавказского представительства Всемирного фонда дикой природы (WWF) Нугзар Зазанашвили не понимает, как можно разрешать охотиться на оленей, если их осталось 37 штук на всю Грузию. Еще в начале 90-х этих животных было около 800! Прежде чем принимать подобные законопроекты, надо оценить численность популяции того или иного вида. Но никто даже не пытался это сделать.
WWF выразил официальный протест грузинскому парламенту, когда закон был еще на стадии рассмотрения. "Подобное допущение противоречит международной практике и руководящим принципам о категориях охраняемых территорий Международного союза защиты природы (IUCN)... Все это принесет больше вреда, нежели пользы: заповедники и национальные парки - убежища для представителей фауны, своеобразный "резервуар", где они размножаются. Разрешение охоты создаст также угрозу позитивному развитию туризма", - предупредил Фонд. Его поддержали Green Alternative и NACRES: "Мы считаем, что законодательные изменения будут иметь только отрицательные последствия. В частности, ряд животных, зарегистрированных в Красной книге, окажутся под угрозой исчезновения", - заявили они.
Но усилия экологов спасли лишь восемь национальных парков. 14 заповедников остались без законодательной защиты. Красную книгу проигнорировали. Последний раз ее обновляли в 2006 году. Тогда в нее включили 56 видов растений и 141 вид животных, в том числе эндемики, которых нет нигде больше в мире. Среди охраняемых видов - кавказский тетерев, орел-могильник, белый журавль, большой подорлик, горный орел, улар, степная пустельга, гиена, кавказский тур, благородный олень, серна, бурый медведь, кавказская белка, газель. Все они могут уйти в небытие, как грузинские джейраны.
От решения ликвидировать заповедники в конечно итоге пострадает и туристический бизнес. Ведь гораздо выгоднее каждый день привозить в заповедник по сто туристов, готовых просто наблюдать за теми же оленями, чем пару раз завезти группу иностранных любителей сафари, которые перестреляют 37 несчастных животных в два счета.
Возможно, развивать охотничий туризм и следует. Но для этого нужно создавать специальные фермы, а не разорять заповедники, уверен замдиректора Тбилисского зоопарка Давид Тактакишвили. Он сообщил Pressa.gе, что такие охотничьи хозяйства в Кахетии уже работают. В них можно пострелять диких кабанов и фазанов. По словам Тактакишвили, если закон вступит в силу, кавказский тур и бурый медведь могут остаться только в зоопарке.
Что касается оленей, то ссылка Министерства окружающей среды на то, что в ЕС их тоже стреляют, некорректна, считают в Green Alternative. "В Европе из-за большого количества оленей возникла угроза деградации лесов. Кроме того, эти животные там создают проблемы для безопасности движения. У нас же они - исчезающий вид, занесенный в красный список. Надо же видеть разницу", - заявил представитель организации журналистам. В европейских странах охота - очень дорогое удовольствие, поэтому и охотников немного, пояснил он.
Грузия времен Саакашвили оказалась единственной в мире страной, где из краснокнижных животных собрались извлекать выгоду, отмечают грузинские экологи. К сожалению, никаких возможностей образумить "демократическое" правительство ни у местных, ни у международных природоохранных организаций нет.