На табло международного аэропорта Тбилиси вы не найдете информации о рейсах в Преторию, Йоханнесбург или Кейптаун. Потому что таких рейсов нет. Грузия и ЮАР находятся настолько далеко друг от друга, что если уж ехать из одной страны в другую, то, пожалуй, там и оставаться.
Именно так поступил Бени Ван Зилл - глава Южноафриканского союза буров-землевладельцев. Он прилетел в Грузию, чтобы получить ответить на вопрос, можно ли переселить туда его соотечественников. И остался. Возможно, навсегда. Вот уже три месяца он живет в одной из тбилисских гостиниц и не собирается съезжать.
Итак, кто такие буры? Это потомки голландских и французских колонистов в Южной Африке. Они - отменные фермеры, использующие в своем производстве самые последние достижения агрономии и техники. Среди них нет писателей и поэтов, зато они никогда не голодают. Когда-то они совершили глупость - активно боролись за свободу и независимость с европейскими империями, оттеснили их на край света. Свободу они получили, но вместе с аборигенами, которые так и не признали их своими. С тех пор чернокожее население третирует и притесняет белых фермеров. В последние двадцать лет дела африканеров пошли совсем плохо. Власть черного большинства планирует провести земельную реформу, в результате которой большую часть угодий у буров заберут. На хозяйства нередко совершают набеги голодные аборигены, озлобленные высокими ценами на продукты.
И тут на горизонте замаячил спасательный круг в виде бесконечно далекой Грузии. Ее власти предложили бурам земли по сорок долларов за гектар, гражданство и вообще всяческое содействие в обустройстве на благодатной кавказской почве. С тех пор в больших семьях буров дети ищут в атласе слово Georgia - страну, в которой им, возможно, предстоит жить.
Как грузины узнали про буров - неизвестно, однако им быстро удалось найти общий язык. Эти два народа связал героический князь Нико Багратиони по прозвищу Нико Бури. Этот героический предок современных грузин воевал на стороне буров в англо-бурской войне и проявил себя настолько достойно, что африканеры до сих пор с благодарностью его вспоминают. В этой истории много белых пятен. Например, нет ответа на вопрос о том, как и зачем этот Нико Бури поехал воевать так далеко, ведь на его родине недостатка в войнах никогда не было. Так или иначе, воспоминания о князе Багратиони дали грузинскому министру по делам диаспоры повод отправиться в далекую Преторию и, воочию увидев, как притесняют там буров, предложить им переехать в Грузию.
Но есть одна незадача. В Грузии народ все меньше поддерживает свое креативное правительство. Здесь вообще за последние двадцать лет привыкли изгонять, а не принимать инородцев.
И вот в одно прекрасное утро глава союза буров-землевладельцев видит из окна тбилисской гостиницы местных жителей с плакатами "Boers: Go home". На акцию протеста крестьян подвигла оппозиционная Лейбористская партия. Но последовать совету грузин Бени Ван Зилл не может - авиарейсов в ЮАР, как мы сказали, нет.
Впрочем, лейбористы протестуют по любому поводу, и бурам совсем не обязательно обращать на них внимание. Именно так поступают грузинские власти, которым критика оппозиционных политиков по барабану. Они создали для африканеров специальный сайт - с разделом, где каждый желающий переехать в Грузию бур может заполнить форму для получения гражданства страны.
Сейчас малоземельных грузинских крестьян больше всего беспокоит вопрос о том, где буры купят землю. Пока что гости подозрительно часто ездят куда-то на восток от Тбилиси, поэтому акции протеста готовятся и в Кахети.
Впрочем, статистика миграции буров не впечатляет. В тбилисской гостинице прочно обосновались несколько африканеров. Еще шестьдесят человек, живущих пока в ЮАР, заявили о готовности перенести бизнес на Кавказ. И только один бур - Уйлям Стернберг де Клерк - на данный момент получил гражданство Грузии. Он поселился в Болниси, где его окружают в основном азербайджанцы, и работает в компании "Маднеули".
В ЮАР насчитывается всего сорок тысяч буров. Именно эту цифру грузинская оппозиция взяла за основу своих "антибурских" лозунгов, подвигнув на активные протесты местных крестьян, шокированных масштабами возможного переселения. Чем ближе день основания первого хозяйства буров на грузинской земле, тем сильнее раскручивается маховик протестов.
Сейчас все больше противников "нашествия" говорят о том, что его лоббирует супруга президента, голландка по происхождению Сандра Рулофс. Оппозиционеры считают, что первая леди хочет "оголландить" Грузию, хотя она покинула родину через полтора века после того, как предки буров уехали оттуда в ЮАР.
На самом деле грузинским крестьянам не о чем переживать. Переедут в Грузию, естественно, не все сорок тысяч, а несколько сотен жителей далекой Южной Африки. Купят они пустующие земли и будут жить себе спокойно в полной изоляции. Есть повод задуматься над другим: почему власти Грузии считают собственных фермеров бездарными неучами, не способными вырастить морковку и освежевать быка?