Противостояние власти и оппозиции в Тбилиси обросло нелицеприятными для демократического правительства фактами нарушения прав граждан. Это и обстрел пластиковыми пулями, и рукопашные стычки нанятых сорвиголов с демонстрантами, и похожие на похищения увозы участников протестных акций в полицию, и «жучки» для прослушки, найденные в офисах оппозиционных партий. Поделать со всем этим ничего уже нельзя. Но наперед правительство страны решило обезопасить себя от упреков правозащитников.
1 июля стало известно, что грузинские парламентарии разработали несколько законопроектов, ограничивающих способы выражения протеста, сообщает радио «Коммерсант».
В частности, тридцатидневное административное наказание за нарушения во время демонстраций и массовых выступлений депутаты предлагают заменить на 90-дневное. Также планируется ужесточение штрафов, в том числе за нанесение надписей на здания и памятники. Вероятно, в этот разряд попадет и навешивание галстуков на заборы, а также запуск кроликов в чужие резиденции. Такие изменения, возможно, претерпит «Кодекс административных нарушений».
В «Закон о манифестациях и собраниях» подготовлена поправка о недопустимости перекрытия автодорог, если количество протестующих недостаточно велико. По заявлению председателя парламентского юридического комитета Павле Кублашвили, загораживать проезд искусственными барьерами будет строго запрещено, отмечает Civil.ge. Таким образом, клетки, расставленные оппозицией на проспекте Руставели, будут объявлены вне закона.
Больше всех такие поправки обрадуют таксистов, которые за время проведения оппозиционной кампании неповиновения два раза выступали с протестами. Первый раз, 22 мая, это закончилось их дракой с защитниками «города клеток» на проезжей части перед парламентом. Последняя акция водителей состоялась 1 июля. Водители сигналами автомобилей выражали протест блокированию центральной магистрали. Таксисты больше не хотят накручивать лишние километры из-за перекрытых улиц и нести дополнительные расходы на горючее. Кроме того, на соседних узких улицах транспорт скапливается и возникают пробки. Оппозиция не считает эти доводы убедительными и заявляет, что акцию таксистов организовали власти.
Если будет принят закон об ограничениях манифестаций, то такие конфликты больше не повторятся. «В будущем за перекрытием улиц камерами или любыми другими конструкциями последует соответствующее реагирование, и правоохранительные органы примут соответствующие меры», - предупредил Кублашвили.
Депутаты предлагают изменить и закон о полиции. Ее сотрудникам дадут право при исполнении служебных обязанностей применять так называемое нелетальное оружие. Им может быть любое оружие, которое якобы не представляет опасности для жизни и апробировано в странах Европы. В том числе и пластмассовые пули, из-за которых 6 мая несколько оппозиционеров попали в больницу, а двое - лишились зрения.
Впрочем, по словам Кублашвили, применение пневматического оружия полицией в тот день было оправданным, так как законодательство запрещает только те спецсредства, которые недозволены международными актами. Так что изменение в грузинском законе лишь уточнит, в каких случаях конкретно можно калечить, не убивая. «Мы уточним, в каком случае могут применять правоохранительные органы нелетальное оружие. Это такой случай, когда происходит массовое нарушение общественного порядка, когда происходит нападение на полицейских и когда необходимо использовать это исходя из возникшего положения», - заявил Кублашвили.
Несколько дней назад возглавляемый им юридический комитет приступил к разработке еще одного «драконовского» проекта, направленного на ужесточение контроля над финансированием политических партий. Так Михаил Саакашвили сможет избавиться от своей мнительности по поводу того, кем оплачена антипрезидентская кампания оппозиции. Того и гляди, «жучки» в офисах недоброжелателей Михаила Николаевича тоже будут узаконены парламентом.
Комитетские обсуждения по этому пакету законопроектов в парламенте пока еще не начинались. Но они уже вызвали острую критику общественности. «Такие законопроекты, которые направлены на ограничение фундаментальных свобод, не должны приниматься в ускоренном порядке», - заявила руководитель Ассоциации молодых юристов Грузии Тамар Хидашели в ток-шоу на канале «Маэстро». По ее словам, увеличение административного заключения до трех месяцев является «преступлением».
По оценке независимого депутата Гии Цагареишвили, с помощью этих законов власти Грузии усиливают давление на своих политических оппонентов. «Принятие подобных законов происходило только во времена фашизма, при Гитлере», - цитирует его GHN.
Но вряд ли парламент, вместе с президентом крепко ухватившийся за власть, прислушается к этим голосам. Предложенные законы правительству позарез необходимы. Ведь оппозиция предрекает к осени либо отставку Саакашвили, либо революцию. «Выбор на этот счет - за президентом Михаилом Саакашвили, которого ждет очень тяжелая в политическом и экономическом плане осень, - заявил в эфире «Маэстро» экс-премьер-министр Зураб Ногаидели, лидер оппозиционного «Движения для справедливой Грузии».
«Общество настроено против Саакашвили, его рейтинг по Грузии не больше 25 процентов, в Тбилиси еще меньше, и наш трусливый президент знает данные этих опросов», - отметил он. «Если Саакашвили не назначит парламентские выборы, мы просто разрушим его режим», - пообещал Ногаидели. Как тут власти обойтись без новых законов, если вскоре снова понадобится укрощать толпу, как 7 ноября 2007 года?
Между тем, Freedom House в своем новом докладе о развитии демократии в посткоммунистических государствах отмечает, что Грузия опустилась уже до уровня начала 2000-х годов. Как отмечают европейские исследователи, «несмотря на конституционные гарантии гражданских и политических прав, в Грузии лояльно настроенный к президенту парламент не может ограничить авторитарные тенденции со стороны исполнительной власти».