Полиция Тбилиси отстреливалась «гуманными» пулями, когда 6 мая пыталась остановить толпу, прорывающуюся в здание главного управления патрульной полиции Тбилиси. Примененное в тот день нелетальное оружие МВД продемонстрировало дорогому глянцевому журналу «Либерал», недавно созданному соросовским фондом «Открытое общество - Грузия».
Сразу после инцидента у управления полиции в больницах оказались более 60 человек. По грузинским телеканалам показали политиков, в том числе Левана Гачечиладзе, Гию Маисашвили, Звиада Дзидзигури, Шалву Обгаидзе с окровавленными головами. Пострадали несколько активистов оппозиции, один оператор, а также журналистка из Общественного телевидения и двое охранников Нино Бурджанадзе. Оппозиция заявила, что в нее стреляли резиновыми пулями, которые нанесли серьезные травмы людям. Двое митингующих, раненные в глаза, потеряли зрение, пишет Civil.Ge.
МВД Грузии тут же опровергло использование «резиновых снарядов». Однако «Движение за единую Грузию» пригрозило, что подаст на представителей ведомства и госчиновников жалобу в Европейский суд по правам человека. Партия, лидером которой является экс-министр обороны Ираклий Окруашвили, призвала правоохранительные органы самостоятельно расследовать инцидент 6 мая и привлечь к ответственности всех, кто в этот день нарушил закон. Дело в том, что в перечне спецсредств, дозволенных cпецназу, приведенном грузинским законом «О полиции», есть слезоточивый газ, водные струи и резиновые дубинки, но не упоминаются резиновые пули.
Юрист «Движения за единую Грузию» Леван Чхеидзе пообещал всем пострадавшим оказать бесплатную юридическую помощь.
То ли боязнь международного вмешательства, то ли очевидность обвинений, но что-то заставило МВД Грузии признаться в использовании нелетального оружия. «Наша официальная позиция заключалась в том, чтобы не говорить об этом, чтобы не накалять ситуацию», - объяснил журналу «Либерал» поведение силовиков глава аналитического департамента МВД Шота Утиашвили. Однако он подчеркнул, что 6 мая применялись ружья не ALSL6, которые могут стрелять резиновыми пулями, а тип FN 303, использующее нелетальные травматические пули.
Действительно, те «гильзы», которые нашли и показали после стычки оппозиционеры, похожи на недавнее изобретение компании FN Herstal, взятое на вооружение американской полицией. Они напоминают пейнтбольные шарики с наполнителем гликолем, в который могут добавляться различные химические вещества - перец, стойкая или смываемая краска. Ядро такой пули имеет сзади пластиковое «оперение». Полистереновая оболочка пули лопается, при попадании в цель. В отличие от электрошокеров или резиновых пуль, никогда не приводит к летальным исходам. Энергия полета не достигает опасного предела.
Ружье FN 303 стреляет с максимальной точностью на расстоянии 25 метров. Вероятность попадания большая и на расстоянии в 50 метров. По инструкции применения FN 303, стрелок не должен наводить прицел на голову. Но «Либерал» пишет со ссылкой на представителей МВД, что им не было известно об этом. «Было темно, и представители спецназа видели лишь верхнюю часть тел людей», - заявил журналисту заместитель министра внутренних дел Шалва Джанашвили.
Оправдательные признания сотрудников МВД сводятся к тому, что они не хотели никоим образом навредить уличным борцам за демократию. Но вообще-то факт того, что они не читали инструкции, нисколько не смягчает их вины за то, что они сделали двух человек инвалидами по зрению. Кто-то возразит: «Нечего было лезть во двор полицейского управления!». Ну это, как посмотреть. Если никакими законными средствами народ не может сбросить ярмо опостылевшей власти, что еще ему остается делать? Лезть на баррикады, естественно.
И потом, из управления полиции толпа хотела вызволить (и ведь добилась своего ценой увечий!) троих задержанных молодых активистов. Можно было их выпустить из-под стражи, не доводя дело до кровопролития? Можно. Но в том-то и сила режима Саакашвили, что люди боятся оказаться в полицейских застенках. Бизнесмены боятся лишиться бизнеса, чиновники боятся лишиться зарплат. Некоторые оппозиционеры, вроде Аласания, боятся потерять положительный имидж. И только те, кому терять нечего, последовательно отстаивают требование отставки президента, не оправдавшего надежд, возлагавшихся на него сторонниками «революции роз».
А сам Михаил Саакашвили, вопреки всему происходящему, называет свою страну «разделяющей западные принципы демократии и соблюдения прав человека». Во вчерашнем интервью «Голосу Америки» он подчеркнул, как важна ему поддержка со стороны Соединенных Штатов Америки. Если вспомнить, как военные из США несут демократию в Ирак и другие страны мира, вспомнить все нестыковки в расследовании терактов 11 сентября 2001 года и последовавшее за обрушением небоскребов в центре Нью-Йорка урезание свобод американских граждан, то становится ясен идеал, к которому стремится нынешнее правительство Грузии. Тогда понятно, почему эта «маленькая кавказская демократия» не стесняется использовать против своего народа ни резиновые пули, как это было 7 ноября 2007 года, ни полистереновые, как 6 мая 2009 года.
Фото: Интерпрессньюс