Первой, кто заявил о находке в офисе была лидер оппозиционной партии «Путь Грузии» Саломэ Зурабишвили. Она в понедельник продемонстрировала журналистам электропроводку, в которую были вмонтированы прослушивающие устройства. Кстати, именно в офисе этой партии оппозиционеры собрались посовещаться. Кому и почему пришла идея искать прослушивающие устройства - пока неизвестно.
Странно, почему оппозиционеры только сейчас решили этим озаботиться? Ведь за период противостояния - а скоро оппозиция отметит трехмесячный юбилей - было обнародовано невесть сколько компрометирующих аудио и видеозаписей. Оппозиционеры в общем-то и не сомневались, что обнаружат прослушку. «Наша проверка оказалась результативной. Они (жучки) обнаружены в главной комнате офисе, а, может, и еще где-то. Эти два аппарата мы обнаружили при вас. Посмотрим, сколько еще найдем», - без эмоций констатировала Саломэ Зурабишвили.
Экс-глава МИДа назвала прослушивание властями разговоров политических оппонентов «одной из форм репрессий против политических партий». Впрочем, это стало лишь началом шумной истории. Спустя несколько часов прослушивающие устройства обнаружили в офисе Консервативной партии, а на следующий день - в офисе «Альянса за Грузию».
В дело вмешался народный защитник Грузии Созар Субари, который не скрывает своих симпатии к оппозиционным силам. Он сделал специальное заявление. В нем омбудсмен классифитцировал обнаружение прослушивающей аппаратуры в офисах оппозиционных партий как свидетельство установления в стране репрессивного режима, сообщает GHN. Вместе с тем, по утверждению Субари, все прослушивающие аппараты пронумерованы и МВД «за одну секунду может узнать, кем и когда был установлен аппарат». «Простой человек не может купить этот аппарат», - пояснил омбудсмен.
Лидер Консервативной партии Звиад Дзидзигури возлагает вину за установку в офисах оппозиционных партий прослушивающей аппаратуры на руководство Грузии. Он считает, что в связи с этим «как минимум должен уйти с поста глава МВД Вано Мерабишвили», сообщает GHN. Отставки «серого кардинала», практически всемогущего министра внутренних дел грузинская оппозиция требует с первого дня крупномасштабных акций протеста.
В чем его только не обвиняли: и в том, что по его вине в Грузии установился полицейский режим; и в притеснении СМИ и инакомыслящих; и в разгоне митинга в 2007 году, и в создании зондер-бригад, которые ныне избивают оппозиционеров. Но позиции всемогущего чиновника пока непоколебимы. А в эти дни он и вовсе находился с визитом в Вашингтоне. Информация из-за океана о встречах Вано Мерабишвили, его заместителя Эки Згуладзе и других членов правительственной делегации поступает достаточно лаконичная. Известно, что их принимали в «очень серьезных кабинетах».
Тем временем, даже представители правящего большинства выступили с осуждением всеобщей «прослушки». «Конституция гарантирует неприкосновенность деятельности любой политической партии, и потому я надеюсь, что правоохранительные органы проведут объективное расследование и общественность узнает правду», - цитируют информационные агентства депутата от «Единого национального движения» Елену Тактакишвили.
Впрочем, в Грузии ничего просто не заканчивается. Вот и скандал с прослушкой получил неожиданный поворот. По сообщению МВД, обнаруженные в офисах партии «Путь Грузии» и Консервативной партии подслушивающие устройства «не представляет собой спецтехнику и такой аппаратурой спецслужбы уже не пользуются более 6 лет», сообщает Civil.ge. «Примечательно, что приобретение такой техники не требует какой-либо специальной лицензии. Ее может приобрести свободно любой человек, как во многих иностранных государствах, так и в Грузии, - утверждает полицейское ведомство - Данное обстоятельство, естественно, осложняет расследование, но правоохранительные органы работают для выяснения подробностей по делу и после получения дополнительной информации общество будет информировано незамедлительно».
Можно, конечно предположить, что через несколько дней МВД обнародует еще какие-нибудь записи, где запечатлено, как лидеры одних оппозиционных партий устанавливают «жучки» в офисах своих коллег. В конце концов, оппозиционеры уже давно подозревают друг друга в сговоре с властями. К тому же «шпиономания», как новый вирус A/H1N1, склонна к мутации и распространяется бесконтрольно.
Ведь после разгона митинга в 2007 году практически все лидеры оппозиции- от опального олигарха Бадри Патаркацишвили до сыновей первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа Константина и Котэ - обвинялись в сотрудничестве российскими спецслужбами. По этой же статье за решеткой не так уж давно оказался и военный эксперт Вахтанг Маисая.
К тому же война компроматов уже дала первые результаты. Правда, дивиденды получила власть. После обнародования компрометирующих записей встречи лидеров оппозиции с бывшим главой МВД Кахой Таргамадзе, некоторые оппозиционеры даже покинули клетки-камеры.
Пока же весь компромат сводится к деньгам. Пытаются выяснить: кто дает средства оппозиции и кто финансировал приход к власти самого Саакашвили. Политики обвиняют друг друга в сотрудничестве с российскими спецслужбами и получании криминальных денег от воров в законе. По заявлению того же Левана Гачечиладзе, от Таргамадзе он получил информацию о том, что известный «криминальный авторитет» Тариэл Ониани (недавно арестованный правоохранительными органами РФ ), финансировал Михаила Саакашвили и «Единое национальное движение».
А до того, 5 июня, президент Саакашвили указывал пальцем на того же Тариела Ониани, а также Бондо Шаликиани и Александра Эбралидзе, как на финансистов «беспорядков» в Грузии. До начала акций протеста с аналогичным заявлением выступал и глава МВД Вано Мерабишвили.
Так что решающая схватка, как и новый этап войны компроматов, надо полагать, у грузинских политиков еще впереди.