Островное государство Вануату окончательно отказалось от сделанного несколько лет назад признания Абхазии и Южной Осетии как независимых республик. Власти Вануату установили дипломатические и консульские отношения с Грузией и заявили о поддержке ее "территориальной целостности".
Соответствующее соглашение подписали в Нью-Йорке постпреды обеих стран при ООН. МИД Грузии выразил надежду, что решение Вануату станет примером для всей Океании, чьи страны признают независимость Абхазии и Южной Осетии, пишет "Вестник Кавказа".
О решении Вануату президент Грузии Михаил Саакашвили заявил еще в конце мая, находясь в Таиланде на саммите стран Тихоокеанского бассейна. "Премьер-министр Вануату сообщил мне, что он отменит признание независимости Абхазии и Южной Осетии, — сказал Саакашвили. — Премьер Вануату подтвердил, что его страна отменит признание Абхазии, и она признаёт территориальную целостность Грузии. Это первое серьезное поражение России на дипломатическом фронте. И, надеюсь, не последнее", — пишет Саакашвили.
Вануату — тихоокеанское государство в Меланезии, расположившееся на 83 островах архипелага Новые Гебриды. Когда Вануату признало независимость Абхазии, об этой стране ни в Сухуме, ни в Тбилиси, ни в Москве практически никакой информации не было. Тогда грузинские политики высказали предположение, что этим решением руководство Вануату просто хочет напомнить о своем существовании. Прошло время, страсти улеглись, и про Вануату позабыли. Теперь у этой страны снова появляется повод напомнить о себе.
Ранее мы писали: Это сладкое слово "Вануату"
Но может ли этот факт как-либо повлиять на грузино-абхазские отношения? Скорее всего, нет. Не повлияет, поскольку этих отношений сегодня практически не существует. Для Тбилиси Абхазия — часть Грузии, признанная всем мировым сообществом. Сухум вопрос статуса обсуждать не намерен. Закрыта эта тема и для Москвы, которая неоднократно заявляла, что улучшение отношений с Грузией не произойдет за счет Абхазии и Южной Осетии.
А что же президент Саакашвили? Скорее всего, глава страны "отрабатывает" свои деньги. В последнее время в парламенте Грузии все больше стали говорить о том, что президент тратит тысячи и миллионы лари на зарубежные визиты. При этом неизвестно, с какой целью он посещает ту или иную страну, с кем встречается. А что само важное — неясна цель этих визитов. Теперь у Саакашвили появился повод оправдать эти "капиталовложения". Своеобразная пиар-дипломатия со стороны президента Грузии.
Члены парламентского меньшинства, представители партии Саакашвили, разделяют восторг своего лидера. "Вануату признало Абхазию под давлением России, — заявил в интервью GeorgiaTimes депутат парламента от "Единого национального движения" Гиги Церетели. - Это маленькая страна, которая не создает политической погоды. И вынудить ее было несложно. Руководство Грузии проделало огромную работу в международных организациях, чтобы объявить Абхазию и Южную Осетии оккупированными территориями и остановить процесс их признания и легализации. Примерно то же самое произошло в случае с Науру, которое сначала признало независимость этих территорий, а затем отменило признание.
Грузия должна продолжать работать в этом направлении. Поэтому я считаю, что мы должны действовать осторожно при внесении изменений в закон "об оккупированных территориях", чтобы не создать опасности политике непризнания", — сказал Церетели.
Эксперт Ираклий Менагаришвили затрудняется делать прогнозы по поводу процесса признания или непризнания Южной Осетии и Абхазии. Он говорит, что предполагать в этом вопросе — все равно что гадать на кофейной гуще. У Менагаришвили есть вопросы и к руководству Вануату. "Насколько я понимаю, руководство этого государства заявляет, что оно и не признавало независимость Абхазии. В свое время, когда была распространена информация о признании, несколько официальных лиц этой страны сделали прямо противоположные заявления, — сказал Менагаришвили в интервью GeorgiaTimes. - Делать прогнозы практически невозможно, поскольку Россия не прекращала и не прекращает усилия по признанию Абхазии и Южной Осетии. Но, скорее всего,
Россия не получит большой поддержки от международного сообщества в этом вопросе. Возможно, пример с Вануату станет показательным для тех государств, которые занимали выжидательную позицию и колебались в вопросе признания", — говорит эксперт.