Вануату, конечно, не Науру. В этой стране живет около 215 тысяч человек, ее юрисдикция распространяется на 83 острова, есть несколько больших городов и даже морские порты. Действует аэропорт, и, в отличие от Науру, откуда даже улететь трудно, есть несколько рейсов в неделю до австралийских мегаполисов. В общем, это полноценная страна. Но она бедна, потому что все товары завозятся морем, а это очень дорого. Полезных ископаемых нет, крайне часто случаются природные катаклизмы - то океанский цунами половину острова снесет, то землетрясение испортит жизнь. Тем не менее, здесь стараются улучшать экономику, возят туристов. Даже способы заработать не столь экзотичны, как в соседних островных государствах, где торгуют гражданством. На Вануату снимаются реалити-шоу, например, американская версия проекта "Жестокие игры". Здесь есть даже подобие политической жизни, есть оппозиция, СМИ которой пытается прикрыть власть. В общем, все как у людей.
Конечно, по своему влиянию в мире Вануату не дотягивает даже до крошечного, но европейского Сан-Марино, признания которого дожидаются в Сухуме. Тем не менее, мелочь, а приятно. Абхазия в этом вопросе берет количеством. Кстати, Вануату признало независимость только Абхазии, не упомянув о Южной Осетии.
В Тбилиси по поводу признания Абхазии государством Вануату лишь иронизируют. Ну что ж, теперь их очередь. Когда Грузия установила дипломатические отношения с тонущим островом Тувалу, смеялась Россия. Вообще МИД Сакартвело очень зорко следит за процессами, связанными с подготовкой к признанию бывших автономий. Где произошла осечка на этот раз, только предстоит выяснить. Буквально пару дней назад глава грузинского внешнеполитического ведомства Григол Вашадзе предупреждал журналистов о том, что в Москве лоббируют дальнейшее признание Абхазии.
Официальный Тбилиси вообще очень много внимания уделяет теперь превентивным мерам, направленным на то, чтобы воспрепятствовать динамичным шагам Сухума во внешний мир. На прошлой неделе, сразу после тбилисской "Варфоломеевской ночи" 26 мая, в Михаила Саакашвили бросили шоколадку. Молодого человека посадили за это на 90 дней. Но самое интересное - где именно в него кинули шоколадку. Президент Грузии принимал участие в очень важном для его страны мероприятии - днях культуры Эквадора. После того, как Никарагуа и Венесуэла признали суверенитет Южной Осетии и Абхазии, внешнеполитический взгляд Тбилиси подозрительно часто стал обращаться в сторону Латинской Америки. Мостик, который объединил кавказскую страну с далекими Америкой и Океанией, быстро был построен. В его основе - жгучее желание не допустить признания.
Нельзя сказать, что грузины совершенно безуспешны. Вот с Тувалу установили дипломатические отношения, дни культуры Эквадора провели. Одним словом, препятствуют, как могут.
Признание двух молодых кавказских республик стало своеобразной геополитической игрой. Международное право не знает такого словосочетания, как "признание новых государств". Создатели мирового порядка после Второй мировой войны постарались исключить возможность появления новых государств, что всегда сопровождалось вооруженными конфликтами. Но ход истории им не остановить. Признает их международное сообщество или нет - новые страны как появлялись раньше, так и будут появляться впредь. Отказывая им в признании, мировое сообщество лишь будет способствовать катаклизмам при возникновении государств. А ввиду отсутствия международно-признанного механизма их признания сама ценность этого процесса девальвируется.
Сейчас признание напоминает торг. Никто не смотрит на то, состоялась Абхазия или нет - смотрят, кто больше заплатит, Грузия или Россия. Классический пример этой ситуации мы наблюдаем в Косово. США, лоббируя признание этой страны, заявляли, что Косово - яркий пример состоявшегося государства, где работают демократические механизмы, соблюдаются права человека и т.д. Но потом из доклада европейского политика Дика Марти выяснилось, что эти самые демократические власти причастны к торговле человеческими органами.
Вануату вряд ли интересен уровень состоятельности Абхазии как государства. Какие мотивы побудили эту страну принять решение о признании, неизвестно. Так или иначе, Сухум не мытьем так катанием - и не без помощи России - добивается международного признания. Пока в его активе пять стран. Очень вероятно, что скоро таких государств станет больше.