Заместитель генсекретаря НАТО Александр Вершбоу выразил надежду, что внесение изменений в проект по созданию системы противоракетной обороны в Европе развеет озабоченность российской стороны и будет способствовать сотрудничеству сторон по вопросам ПРО.
"В результате изменений США своих планов ситуация стала менее противоречивой. Теперь нет причин для беспокойства, что система (ПРО) в Европе окажет какое-либо влияние на российские стратегические средства сдерживания. Мы считаем, что открылась хорошая возможность, и надеемся, что Россия этим воспользуется. Мы надеемся, что на обоих курсах Россия-НАТО и Россия-США ускорится диалог, и мы сможем подойти близко к некой договоренности по сотрудничеству в сфере противоракетной обороны", — сказал Вершбоу.
Россия и НАТО договорились сотрудничать по проекту ЕвроПРО на саммите в Лиссабоне в 2010 году, однако переговоры зашли в тупик из-за отказа США предоставить юридические гарантии ненаправленности развертываемой системы против российских сил сдерживания. В настоящее время планы США по созданию системы ПРО в Европе являются одной из причин напряженности в американо-российских отношениях.
В середине марта США объявили о намерении отказаться от размещения в Польше дополнительного типа ракет-перехватчиков в рамках создания ЕвроПРО, а также о программе усиления противоракетной обороны до 2017 года в связи с угрозами КНДР. Однако эти изменения носят чисто технический характер. На этой неделе Главы Минобороны США и России Чак Хейгел и Сергей Шойгу договорились возобновить переговоры по ПРО на уровне заместителей глав военных ведомств, передает "Взгляд".
Замглавы МИД РФ Сергей Рябков заявил, что решение США не повлияет на позицию России. "Это не уступка России, и нами она так не воспринимается. Все аспекты стратегической неопределенности, связанные с созданием системы ПРО США и НАТО, остаются. Соответственно, в силе остаются и наши возражения", — сказал он.
Рябков отметил, что даже усеченная система ПРО может представлять угрозу ядерному потенциалу России. В МИД РФ не видят оснований для корректировки позиции, подчеркнул он. "Будем продолжать диалог и вести дело к заключению юридически обязывающих договоренностей о ненаправленности всех элементов системы ПРО США против российских стратегических ядерных сил", — добавил он.
Этот вопрос может быть обсужден в ходе конференции по безопасности в Европе, которая пройдет 23-24 мая в Москве. На нее приглашены министры обороны всех европейских государств, глава Пентагона Чак Хейгал, а также руководители ОДКБ, НАТО и ОБСЕ.
В феврале премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что времени для того, чтобы Россия и США смогли договориться по проблеме противоракетной обороны, остается все меньше и меньше.
"Несмотря на все наши попытки объяснить американцам, что мы рассматриваем европейскую ПРО в том виде, в котором она предложена — как по сути направленную против РФ и ее ядерного потенциала, тем не менее, наши аргументы не слышат ни на американском уровне, ни в формате Североатлантического альянса", — сказал премьер. По его словам, Россию пытаются успокаивать, однако эти рассуждения не представляются Москве убедительными. "Все аргументы свои мы сообщали, но ситуация не меняется, увы, с каждым месяцем времени для договоренности остается все меньше и меньше", — подчеркнул он в интервью кубинским СМИ.
Медведев отметил, что горизонт для принятия такого решения заканчивается чуть раньше, чем конец этого десятилетия. "Если мы не сможем договориться, последствия могут быть для международных отношений весьма и весьма неприятные, потому что нам придется принимать ответные меры, и эти ответные меры вынуждено будет принимать любое российское правительство, любой руководитель российского государства, просто потому, что таковы наши стратегические интересы", — заявил Медведев.
Тем не менее, указал российский премьер-министр, "надо признаться, что в целом за последние годы наши отношения развивались скорее не плохо, потому что нам удалось подготовить и подписать очень важные документы, американские коллеги способствовали нашему вступлению в ВТО". "Не скрою, и мне, и, уверен, моему коллеге Владимиру Путину достаточно комфортно общаться с администрацией США, но есть темы, по которым наши позиции очень серьезно расходятся", — сказал российский премьер-министр.
В частности, еще одним осложняющим отношения фактором он назвал принятие закона Магнитского. "Нам пришлось принять ответные меры, включая закон об ответственности лиц, нарушающих права человека и интересы российских граждан. Хороший ли это путь? Плохой. И чем меньше таких поводов будет, тем лучше — и для российско-американских отношений и для международных отношений в целом", — заметил премьер-министр РФ, передает ИТАР-ТАСС.