Власти США обсудили с Россией изменения своих планов по созданию системы противоракетной обороны (ПРО), о которых объявил шеф Пентагона Чак Хейгел. Об этом сообщил официальный представитель США, просивший не упоминать его имени и должности в печати.
"Мы поддерживаем контакт с российским правительством после объявления (Хейгела)", — отметил собеседник. Таким образом, он косвенно подтвердил, что Соединенные Штаты не информировали заранее РФ о новой существенной корректировке замыслов развертывания американской системы ПРО.
В связи с этим представитель США подчеркнул: "Ключевым моментом, однако, является то, что нынешнее решение (относительно изменения планов создания системы ПРО) касается не России". Смысл новых действий Вашингтона заключается в том, чтобы "работать на опережение северокорейской угрозы в адрес США и их союзников", пояснил он.
Штаты, как было объявлено в минувшую пятницу, отказываются от четвертого этапа развертывания своей системы ПРО в Европе, вызывавшего наибольшие возражения со стороны России. Одновременно США решили разместить на Аляске еще 14 ракет-перехватчиков, установить вторую станцию радиолокационного слежения (РЛС) в Японии и изучить возможность создания на своей территории третьей базы противоракет шахтного базирования.
Как заявил ранее информационному агентству АП сотрудник госдепартамента США, американская сторона заранее предупредила об изменении планов Польшу и Румынию, на территории которых предполагается развернуть перехватчики "Эс-эм-3", но не Россию.
В свою очередь газета "Вашингтон пост" со ссылкой на представителя министерства обороны США сообщила, что коррективы, о которых объявил Хейгел, обсуждались вашингтонской администрацией на протяжении "примерно шести (последних) месяцев".
"Подлинным ускорителем" межведомственного процесса выработки решений в США на этот счет стал тот факт, что правительство КНДР в последнее время решительно действовало вопреки требованиям своего основного союзника в лице Китая, пояснил пожелавший остаться неназванным представитель администрации Обамы газете "Нью-Йорк таймс". По ее свидетельству, оглашенные накануне Вашингтоном решения в сфере ПРО призваны в том числе послать сигнал Пекину о необходимости более жестко потребовать от Пхеньяна прекращения действий, которые воспринимаются мировым сообществом и прежде всего США как провокационные.
"Адаптируемый поэтапный подход" к созданию системы ПРО был провозглашен администрацией Барака Обамы в сентябре 2009 года. Согласно прежнему решению администрации Обамы, архитектуру ПРО США в Европе предполагалось создавать в четыре этапа.
На первом — в период по 2011 год — в Средиземном море были дислоцированы корабли, оснащенные многоцелевыми зенитно-ракетными комплексами "Иджис" и ракетами-перехватчиками "Стэндард-3" ("Эс-эм-3"), размещен радар ПРО в Турции. На втором — к 2015 году — намечалось перебросить мобильные батареи с ракетами "Эс-эм-3" на территорию Румынии. Далее — к 2018 году — их планировалось развернуть в Польше. А к 2020 году имелось в виду заменить эти ракеты на более совершенные, способные защищать уже всю территорию стран-членов НАТО не только от ракет средней и меньшей дальности, но и межконтинентальных баллистических, передает Trend.
Четвертый этап создания системы ЕвроПРО с самого начала вызывал серьезные возражения со стороны России, опасавшейся, что это поставит под угрозу ее стратегические силы и ослабит их потенциал ядерного сдерживания. На этом этапе США, согласно прежним планам, рассчитывали к 2021 году установить в Европе более совершенные перехватчики, способные защищать всю территорию стран НАТО не только от ракет средней и меньшей дальности, но и межконтинентальных баллистических ракет.
В феврале премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что времени для того, чтобы Россия и США смогли договориться по проблеме противоракетной обороны, остается все меньше и меньше.
"Несмотря на все наши попытки объяснить американцам, что мы рассматриваем европейскую ПРО в том виде, в котором она предложена — как по сути направленную против РФ и ее ядерного потенциала, тем не менее, наши аргументы не слышат ни на американском уровне, ни в формате Североатлантического альянса", — сказал премьер. По его словам, Россию пытаются успокаивать, однако эти рассуждения не представляются Москве убедительными. "Все аргументы свои мы сообщали, но ситуация не меняется, увы, с каждым месяцем времени для договоренности остается все меньше и меньше", — подчеркнул он в интервью кубинским СМИ.
Медведев отметил, что горизонт для принятия такого решения заканчивается чуть раньше, чем конец этого десятилетия. "Если мы не сможем договориться, последствия могут быть для международных отношений весьма и весьма неприятные, потому что нам придется принимать ответные меры, и эти ответные меры вынуждено будет принимать любое российское правительство, любой руководитель российского государства, просто потому, что таковы наши стратегические интересы", — заявил Медведев.
Тем не менее, указал российский премьер-министр, "надо признаться, что в целом за последние годы наши отношения развивались скорее не плохо, потому что нам удалось подготовить и подписать очень важные документы, американские коллеги способствовали нашему вступлению в ВТО". "Не скрою, и мне, и, уверен, моему коллеге Владимиру Путину достаточно комфортно общаться с администрацией США, но есть темы, по которым наши позиции очень серьезно расходятся", — сказал российский премьер-министр.
В частности, еще одним осложняющим отношения фактором он назвал принятие закона Магнитского. "Нам пришлось принять ответные меры, включая закон об ответственности лиц, нарушающих права человека и интересы российских граждан. Хороший ли это путь? Плохой. И чем меньше таких поводов будет, тем лучше — и для российско-американских отношений и для международных отношений в целом", — заметил премьер-министр РФ, передает ИТАР-ТАСС.