Около 100 большегрузных фур скопились на североосетинском участке государственной границы России с Грузией в пункте пропуска Верхний Ларс из-за ухудшившихся погодных условий и гололеда на Крестовом перевале. Об этом сообщила руководитель пресс-службы ГУМЧС по Северной Осетии Юлия Старченко.
По ее словам, с российской стороны скопились 93 большегрузные фуры, в которых находились 180 человек. К пункту пропуска выехали заместитель начальника Северокавказского центра МЧС России Александр Барсуков и начальник ГУМЧС по Северной Осетии Александр Хорунжий. Как пояснила Старченко, в пятницу к 14.00 мск было введено ограничение движения большегрузного транспорта через Верхний Ларс из-за сильного снегопада на Крестовом перевале. Это и вызвало скопление транспорта на границе.
Как пояснила Старченко, водители, которые часто пересекают границу в это время года, были готовы к такому развитию ситуации и имеют запасы еды и воды. "Однако, учитывая, что прогноз погоды на ближайшие сутки остается неблагоприятным, МЧС развернуло два пункта, где водители могут обогреться и получить горячее питание", — сказала Старченко. Она также добавила, что администрация Владикавказа готова предоставить бесплатный транспорт, на котором водители смогут доехать до города и временно разместиться, передает РИА Новости.
По итогам парламентских выборов в Грузии 1 октября победила коалиция "Грузинская мечта" во главе с миллиардером Бидзиной Иванишвили. Бывшая правящая партия президента страны Михаила Саакашвили "Единое национальное движение" перешло в оппозицию. Новый премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили не раз заявлял, что нормализация отношений с Россией является для него приоритетом.
1 ноября премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили назначил спецпредставителя по урегулированию отношений с Россией. Им стал бывший посол Грузии в РФ Зураб Абашидзе.
"Я думаю, что наши власти должны смочь наладить отношения с нашим большим соседом — Россией. Поскольку история отношений между двумя странами очень большая. Мы в течение долгого времени жили вместе в Советском Союзе, мы дружили и после этого. Мы должны урегулировать наши отношения и перевести их в новое качество", — сказал Иванишвили на брифинге в канцелярии правительства.
Сам Абашидзе отметил, что "отношения с Россией - самая главная тема внешней политики Грузии". "Введение этой должности указывает на готовность правительства Грузии создать с Россией новый, независимый канал отношений. У нас есть ожидания, что со стороны России последует реакция на этот шаг, и она предпримет ответный шаг", — заявил он.
"Целью нового формата должно быть рассмотрение существующих отношений и их поэтапное урегулирование, достижение доверия между сторонами и, в перспективе, формирование добрососедских отношений. Мы осознаем, что это будет трудный путь. Наша задача — сформировать с Россией прогнозированные, прагматические и добрососедские отношения, ориентированные на будущее. По этому направлению Грузия должна делать шаги в рамках принципа территориальной целостности и суверенитета", — заявил Абашидзе.
При этом Иванишвили заявил, что не приедет в Россию, пока Москва признает независимость Абхазии и Южной Осетии.
"Мой визит в Россию не состоится по элементарной причине — пока у России есть посольства в Абхазии и Осетии. Но можно предпринять какие-то шаги, чтобы встреча (с российским руководством) произошла, скажем, в Европе — где-то за пределами России, хотя и об этом речи пока не идет, даже на уровне моего спецпредставителя по российско-грузинским отношениям", — заявил Иванишвили.
"Переговоры с Россией о восстановлении территориальной целостности Грузии — долгий процесс, если до этого между нами и Россией не произойдет совпадение интересов или не изменится геополитика таким образом, что Россию саму не будет устраивать существование сепаратистских территорий… Я не исключаю и надеюсь, что такие процессы ускорили бы этот процесс", — отметил грузинский премьер.
"Классический вариант восстановления территориальной целостности Грузии", по его словам, подразумевает "сделать страну очень интересной, быть в постоянном контакте с осетинами и абхазами, убедить их путем народной дипломатии, что к руководству страной пришло по-настоящему народное правительство, которое искренне протягивает им руку".
Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что заявления Грузии о том, что Абхазия и Южная Осетия являются оккупированными территориями, не способствуют налаживанию диалога с Россией.
"Наши грузинские соседи говорят о стремлении нормализовать отношения, но подтверждают, что рассматривают Абхазию и Южную Осетию как оккупированные территории. Наверное, такая риторика не очень способствует началу диалога без предварительных условий", — сказал Лавров по итогам министерского заседания Совета Россия — НАТО.
Таким образом глава МИД РФ прокомментировал заявление Грузии относительно необходимости возобновить после 2008 года прямой диалог с РФ без предварительных условий.
Лавров пояснил, что Москва не видит никаких проблем в налаживании диалога с Тбилиси, однако хотела бы понять, "что конкретно и как конкретно предлагается делать". "Мы никогда не уходили от контактов со своими грузинскими соседями", — подчеркнул он.
А премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что Москва готова к диалогу с новым руководством Грузии, но с учетом существующих геополитических реалий, включающих признание Россией Абхазии и Южной Осетии.
"Я как-то сказал, что я, единственное, с кем не готов сидеть за одним столом, это Михаил Саакашвили. Он начал войну, совершил преступление. Преступление прежде всего перед грузинским народом, перед другими народами, в смерти граждан которых он виноват. Нынешний премьер-министр — это уже другое поколение политиков, посмотрим на его реальные действия", — сказал Медведев.
Премьер отметил, что из Грузии идут сигналы о том, что хорошо бы наладить контакты, и Россия внимательно относится к этим сигналам.
"Я не вижу ничего плохого в том, чтобы восстанавливать гуманитарное сотрудничество, у нас самолеты летают, контакты между людьми, слава богу, продолжаются, культурные связи сохранились, торгово-экономические отношения тоже могут восстановиться… Это не самая простая дорога, но Россия всегда говорила, что мы готовы к диалогу с новым руководством Грузии. Но конечно, с учетом существующих геополитических реалий и решений о признании Абхазии и Южной Осетии, которые приняла Россия", — отметил российский премьер.