С 21 ноября в России вступили в силу поправки к закону о некоммерческих организациях, согласно которым часть НКО получит статус "иностранного агента". Эксперты и правозащитники высказывают опасения, что нововведения могут негативно отразиться на деятельности правозащитных организаций Северного Кавказа, передает "Большой Кавказ".
"Настораживают не столько поправки, сколько их возможное правовое применение на Северном Кавказе", — заявил председатель Совета правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов.
"Наши чиновники, в соответствии с заветом классика XIX века "тащить и не пущать", используют любой закон для запрещения всего, что можно. Очевидно, что с тем, кого объявят иностранным агентом, вряд ли будут сотрудничать местные чиновники, которые, услышав подобное словосочетание, просто впадут в ступор. Поэтому дело не только в принципиальных соображениях, не только в том, что статус иностранный агент не соответствует действительности, но и в том, что признание такой формулировки делает работу правозащитников технически невозможной", — пояснил свои опасения правозащитник.
Черкасов полагает, что закон написан "для произвольного толкования". "Нечеткие формулировки, а для некоторых понятий и отсутствие таковых, делают этот закон неправовым. Если в регионе появятся структуры, которые этот закон должны будут применять, им придется демонстрировать свою активность, то есть за неимением иностранных агентов карать кого придется. Тем более что формулировки закона располагают к этому. Единственный способ противостоять всякого рода притеснениям и преследованиям — обращаться в суд: в российские и международные инстанции, имеющие соответствующую юрисдикцию", — отметил он.