Секретарь совета национальной безопасности Армении Артур Багдасарян заявил, что Москва, Тбилиси и Сухум согласны на открытие абхазского участка железной дороги, а потому препятствий к осуществлению этого проекта нет. Его оптимизм неудивителен — вопрос открытия абхазской железной дороги имеет стратегическое значение для экономики Армении. Однако сбыться этому проекту, скорее всего, не суждено.
"Грузинская сторона дала свое согласие, российская и абхазская стороны — также. Но это процесс, и мы должны понимать, что есть конфликтующие стороны. Однако главное, что есть политическая воля к открытию этой железной дороги, и, в целом, развитию железнодорожных коммуникаций", — сказал Багдасарян. Он напомнил, что 3 сентября президент России Владимир Путин заявил по итогам встречи со своим армянским коллегой Сержем Саргсяном, что РЖД могут инвестировать в развитие железнодорожной сети Армении около 15 миллиардов рублей.
Первым тему восстановления абхазской железной дороги поднял госминистр по реинтеграции Грузии Паата Закареишвили. Однако позднее он же заявил, что в Абхазии и России к этой теме интереса не проявили, поэтому вопрос снят с повестки дня.
Премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили в ходе своего визита в Ереван в январе 2013 года заявил о возможности восстановления железнодорожного сообщения через Абхазию после урегулирования ряда спорных вопросов с Россией. Но и эта попытка оказалась с негодными средствами: президент Абхазии Александр Анкваб зявил, что не видит перспектив в данном вопросе.
По его словам, если какие-то конкретные предложения поступят, то не исключено их "коллективное" (общественное) обсуждение. Президент отметил, что понимает заинтересованность других стран в восстановлении железнодорожного сообщения через Абхазию, но "смутно" себе представляет, "как все это может быть осуществлено".
Читайте также: Железная дорога к нагорно-карабахскому конфликту
Отметим, что в июне бывший премьер-министр Абхазии, политолог Сергей Шамба заявил, что Сухум заинтересован в восстановлении абхазской железной дороги. "Считаю, что данный вопрос интересен Абхазии, хотя существующие сейчас коммуникации связывают нас с Россией, и этим решаются все наши военно-стратегические и экономические вопросы. Но, учитывая, что Абхазия все-таки останется верна своим союзническим отношениям с Россией, я не сомневаюсь, что в конечном итоге она согласится на такой проект", — сказал Шамба.
Что касается Грузии, он констатировал, что на эту страну сразу же попытался оказать влияние Азербайджан в связи с тем, что абхазская железная дорога откроет коммуникации Армении. По его мнению, если Грузия откажется от данного проекта она, еще более отдалит от себя Абхазию. "Грузия должна быть заинтересована больше, чем Абхазия", — отметил эксперт.
По мнению Шамбы, если страны региона заинтересованы в обеспечении безопасности без участия третьих сил, то они должны прийти к компромиссу в данном вопросе.
Читайте также: Тбилиси-Москва: железная дорога, которой не будет
Открытие сквозного железнодорожного движения через Абхазию выгодно только Армении, которая после аннексии 20 процентов территории Азербайджанской Республики (нагорная часть Карабаха и прилегающих к ней районов) оказалась в положении частичной экономической блокады, считает политолог из Баку Муртаза Гасанов. Это также на руку России, которая получит прямую наземную связь со своей военной базой в Гюмри. Отрицательным моментом является то, что у Москвы появится возможность переправлять в Армению тяжелое вооружение и ракеты.
"Такое развитие событий мы не исключаем, потому что в России Армению открыто называют форпостом, и неоднократно были зафиксированы случаи безвозмездного предоставления вооружений Армении. На это можно было бы закрыть глаза, если бы не продолжалась агрессия со стороны Армении в адрес Азербайджана и вооруженные провокации на линии прекращения огня", — говорит азербайджанский политолог Муртаза Гасанов, рассуждая о возможном возобновлении железнодорожного сообщения между Грузией и Абхазией.
Абхазский политолог, кандидат философских наук Нури Гезердава. считает проект возобновление железнодорожного сообщения нереальным в условиях конфликта, когда фактически Грузия и Абхазия "находятся в состоянии войны" и между ними отсутствуют базовые договоры, фиксирующие окончание боевых действий и неприменение силы в дальнейшем. "В Абхазии память свежа. Сегодня, когда Грузия поднимает этот вопрос, кто даст гарантии, даже если представить гипотетически, что дорога начнет функционировать? Она же, Грузия, и воспользуется тем, чтобы обвинить абхазскую сторону в срыве жизненно необходимого для Закавказья транзита, путем различных политических манипуляций и диверсий", — заметил он.