Госминистр по реинтеграции Грузии Пата Закареишвили на днях выступил с довольно амбициозной инициативой о готовности Тбилиси восстановить железнодорожное сообщение с Россией через Абхазию. Подход нового грузинского руководства, который существенно отличается от позиции прежней власти, вызвал оптимизм в Ереване, ведь указанная железнодорожная магистраль проходит и через армянскую территорию. Но эта инициатива была раскритикована Баку. Резкая реакция азербайджанской стороны продиктована в первую очередь желанием усилить изоляцию Армении в регионе по причине нагорно-карабахского конфликта.
Изменение позиции грузинского руководства по возобновлению железнодорожного сообщения вызвало резкую реакцию Азербайджана, экспертное и политическое сообщества которого обрушились критикой и шантажом на Тбилиси. Баку смотрит на этот вопрос через призму блокады Армении в контексте карабахской проблемы и видит в инициативе грузинских властей опасность для своей стратегии по изоляции Еревана.
"Восстановление железнодорожного сообщения через Абхазию выгодно Армении, которая получает от этого не только экономическую пользу", - подчеркнул профессор университета "Кавказ" Фархад Мехтиев. Как он заметил, открытие коридора усилит безопасность Армении, а также существенно облегчит задачу Москвы по снабжению дислоцированной на территории армянского государства 102-й военной базы.
На политическом уровне были озвучены схемы шантажа Грузии. Депутат парламента Азербайджана Муса Гасымлы выступил с угрозой, что при реализации идеи грузинского руководства Баку может "поддержать сепаратистские режимы в Абхазии и Южной Осетии". По его словам, экономическое и социальное положение Грузии напрямую зависит от азербайджанских инвестиций, и при продолжении "проармянской политики" Баку может приостановить свои проекты на территории этой страны.
Читайте по теме: Грузинская политика встает на рельсы
Ответ Закареишвили не заставил себя ждать. По словам политика, в Грузии никогда не будет правительства, которое поставило бы под сомнения грузино-азербайджанские и грузино-армянские отношения, однако Тбилиси не собирается "жертвовать своими интересами в пользу других (государств)". Вместе с этим он оценил жесткие, неофициальные высказывания из Баку как безответственные заявления.
Следует отметить, что Грузия является единственным и безальтернативным коридором для Баку по обеспечению таких региональных проектов, как нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и железная дорога Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку. Однако кроме этого Азербайджан и Турция осуществляют многие инвестиционные проекты на территории Грузии, особенно в сфере бизнеса, что, по оценкам экспертов, держит Тбилиси в сильной зависимости от азербайджано-турецкого капитала.
Серьезные препятствия: взгляд из Армении
Перезапуск железнодорожного сообщения между Россией и Грузией, как отмечают аналитики, является комплексной задачей, и его нужно рассмотреть в широком региональном контексте. Дело в том, что ослабление блокады Армении может изменить баланс сил в регионе, ибо железная дорога устанавливает связь между такими странами, как Россия, Армения и Иран. Может возникнуть экономическая целесообразность строительства железной дороги между Ираном и Арменией. Однако, как отмечает эксперт Института Кавказа по вопросам Грузии Грант Микаелян, на этом пути есть несколько препятствий.
"Этого не хотят в Абхазии, а также многие в Грузии, особенно представители прошлой власти ("Единое национальное движение" - ред.). В то же время Азербайджан также негативно относится к этому, поскольку открытие железной дороги в конечном счете ослабит блокаду Армении", - подчеркнул Микаелян в беседе с корреспондентом GTimes. На его взгляд, власти Грузии хотят открыть железную дорогу, поскольку они подходят к региональной политике прагматично и видят Грузию в регионе Южного Кавказа, а не где-то вне его, как прошлое руководство.
Как считает эксперт, мнение Баку для Грузии особенно важно, поскольку в последние годы экономические связи между этими странами усилились. Еще год назад Саакашвили говорил о "конфедерации" с Азербайджаном. Баку может также прибегнуть к энергошантажу. "Однако не надо забывать, что Грузия в любом случае остается для Азербайджана безальтернативным маршрутом экспорта углеводородов, так что Азербайджан не сможет давить на Грузию очень сильно. Другое дело, что новая власть пока неопытна и может переоценить влияние Баку", - считает аналитик.
Читайте также: Нагорный Карабах: взгляд из Азербайджана
Шансы на открытие железной дороги, по словам собеседника GTimes, на данный момент невелики, поскольку новая власть в Грузии очень стеснена в переговорах по этому поводу. Однако тот факт, что она не выступает против дороги, а интересуется возможностью ее открытия, облегчает ситуацию. Уговорить Абхазию станет уже задачей России, поскольку ни у кого больше нет рычагов влияния на нее. Позиция Абхазии продиктована политическими соображениями, но в случае открытия дороги она экономически выиграет.
В Армении же открытие этой дороги считают жизненно важным с 1993 года, когда она закрылась. Примерно тогда фактически стали непроходимыми и большинство прочих грузинских дорог. "Но мне неизвестно, чтобы кто-нибудь проводил исследование о предполагаемой пользе открытия дороги", - говорит Микаелян. - Польза, естественно, будет, однако в первую очередь это будет выражаться в переориентации части армянского экспорта с ЕС на Россию, как уже произошло в случае с Верхним Ларсом, а также в снижении транспортных издержек, которые в Армении довольно высоки", - полагает эксперт.
"В денежном эквиваленте я бы оценил пользу примерно так: 50 млн долларов прироста экспорта в первый год открытия дороги и примерно по 20 млн каждый следующий год. Но существеннее само расширение возможностей экспорта, что облегчит создание экспортно-ориентированной промышленности в Армении. Верхний Ларс все же дорога нестабильная, особенно зимой", - заключил Грант Микаелян.
Аршалуйс Мгдесян