Родители и дети

Филармония Нальчика. Акт первый?

Филармония Нальчика. Акт первый?. 27373.jpeg
Владимир Жамборов

Задержание трех высокопоставленных чиновников из клана президента Кабардино-Балкарии Арсена Канокова одарило жителей республики надеждой на перемены к лучшему. Фигурант списка Forbes с состоянием в 500 миллионов долларов и самый богатый из глав северокавказских республик может повторить участь ставропольского губернатора Валерия Гаевского, отставку которого предрешило громкое дело его ставленника, сити-менеджера Ставрополя Игоря Бестужего. Хотя в Совете старейшин балкарского народа сомневаются, что вслед за "мелкими сошками" в тюрьму пойдут и их покровители.

Десант следователей, оперативников и спецназовцев из Москвы перед выходными и праздничными днями наделал в Нальчике много шума из фактически ничего. Филармония, которую продали сначала за миллион рублей республиканскому предприятию, а потом без торгов модельеру национальных костюмов, стоит, по самым высоким оценкам, 20 миллионов рублей. Это не самое крупное приобретение правящего в Кабардино-Балкарии клана Каноковых, чтобы стать причиной штурма нальчикского "Белого дома". Однако даже такие мелочи могут серьезно подмочить репутацию главы региона.

В похожей ситуации нынешней весной был губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский, после того как под следствие попал его друг Игорь Бестужий, сити-менеджер краевого центра. Чиновник подозревается в вымогательстве 50 миллионов рублей за оформление в аренду земельного участка. Гаевский, как и Каноков, в начале следствия пытался положительно характеризовать задержанного подчиненного. Местные средства массовой информации тоже сначала встали на сторону Бестужего. Однако через пару месяцев кресло зашаталось и под самим Гаевским, причем достаточно неожиданно для него, судя по первым опровержениям его пресс-службы.

Арсен Каноков, после ареста главы своей администрации Владимира Жамборова и его брата, экс-замминистра по управлению госимуществом и земельными ресурсами Руслана Жамборова, главы того же министерства Хабдульсалама Лигидова и предпринимательницы Мадины Хацуковой, тоже начал их защищать. Они ведь ему не чужие. Как минимум трое из них - родственники по линиям матери и жены. Сделку провернули, как он дал понять, законно, на торгах. А цена такая, потому что столь аварийную госсобственность никто и даром брать не хочет. Но раз следствие полагает, что момент неверной оценки есть, то начата служебная проверка.

Только что проверять-то, когда, как заявил позже один из фигурантов дела, решение о сдаче здания в историческом центре города принималось правительством коллегиально. И ответственность следовало бы нести всем руководством республики, включая главу.

Читайте также: Кабардино-Балкария по обе стороны баррикад

Сейчас же арестованы лишь "мелкие сошки", а не авторы далеко не единичных махинаций с бывшей госсобственностью в Кабардино-Балкарии, отметил в разговоре с корреспондентом GTimes член правления Совета старейшин балкарского народа Руслан Бабаев.

"Мы о деяниях Канокова неоднократно писали заявления и в Следственный комитет Бастрыкину, и генпрокурору России. В ответ получали отписки, что разберется прокуратура на месте. А прокуратура у нас такая же преступная, как и сам клан Каноковых. Она на услужении у них находится", - говорит Бабаев. Так что маневр с десантом, тайно высадившимся в моздокском аэропорту, был необходимостью. Все документы, которые подтверждают факт махинаций с филармонией, были бы загодя уничтожены, и следственная работа управления по борьбе с экономическими преступлениями пошла бы насмарку. Арестовать тоже вряд ли кого-либо удалось - ловили бы потом по заграницам.

Филармония Нальчика. Акт первый?. 27372.jpeg
Здание проданной филармонии

С другой стороны, если уж столь представительная группа из Москвы взялась разоблачать местную элиту, то ей не стоило ограничиваться одной лишь филармонией. В КБР клан Канокова уже скупил все, что можно, вплоть до земли, хотя формально она еще считается неприватизированной. "Все движимое и недвижимое имущество через подставных лиц, через холдинг "Синдика" скупается им", - утверждает член правления Совета старейшин. Та же филармония почему-то была отдана не Союзу художников, не писателям, которые нуждались и просили дать им здание, а сестре жены Арсена Канокова Мадине Хацуковой. И хотя за нее сейчас с открытым письмом выступила "культурная общественность" Нальчика, Руслан Бадалов уверяет - никакая она не прославленная умелица, как это пытаются преподнести. Просто по-родственному отхватила кусок земли стоимостью не менее миллиона долларов в престижном районе Нальчика.

"Если в Москве не знают, люди бы подсказали, куда еще надо заглянуть. Вообще надо разворотить этот гадюшник, - говорит собеседник GTimes.- На услужении Канокова банды, "авторитеты" у него в советниках".

Полтора года назад в Приэльбрусье были расстреляны московские туристы и введен режим контртеррористической операции. Как предполагали мелкие предприниматели, все это случилось не по воле каких-то там ваххабитов, а с дальней целью разорить мелкий бизнес, чтобы он уступил место корпорации "Курорты Северного Кавказа", намечающей там строительство новых курортов. Каноков активно участвует в привлечении иностранных инвестиций в эту местность. Французы и британцы уже дали принципиальное согласие выделить денежные средства. Естественно, это не благотворительность, а желание приумножить капитал. И ничего удивительного, если при этом будут ущемлены интересы местных жителей. Такова реальность капиталистического мира.

О связях Канокова с преступным миром заговорили еще в 2010 году, когда в Нальчике был убит боевик с блокнотом, где значились фамилии и суммы, которые подполье, очевидно, собирало с местного бизнеса. Глава республики был первым по списку. С него полагалось почти 8 миллионов рублей.

"Дело о филармонии" пока только начинается, и хочется верить, что при новом министре МВД России Владимире Колокольцеве клубок преступлений местных элит начнет развязываться. Однако если на плаху положат головы лишь второстепенных дельцов от власти, толку от чисток руководящего аппарата страны не будет, считает Бабаев. "Народ от арестов в восторге ходит. Но и в страхе от того, что так это все и закончится. Как-то Медведев высказался, что власти не хотят с коррупцией бороться, потому что это вызовет массовые волнения. Какие волнения, когда люди ждут решительных действий по наведению порядка от центральной власти?!"