Демиденко.
"Наши страны - это продолжение друг друга, окончание друг друга и части одного организма", - восклицал год назад президент Сакартвело Михаил Саакашвили, добавляя при этом, что Грузия и Азербайджан должны установить конфедеративные отношения, поскольку их сотрудничество "выходит за рамки просто партнерского и союзнического".
Ни конфедерации, ни каких-либо других объединений Тбилиси и Баку с тех пор не создали. Впрочем, не так давно многие политологи заговорили о том, что в скором времени может появиться таможенный союз между Грузией, Турцией и Азербайджаном. Как заявил директор азербайджанского Центра стратегического планирования Ахмед Ширинов, подобная структура должна быть устроена на базе тех же принципов, по которым был основан и Евросоюз, то бишь представлять собой единое социально-экономическое пространство с единой валютой и единым таможенным пространством, без внутреннего контроля на границах. Ширинов выразил уверенность в том, что этот союз будет крайне выгодным, в том числе с точки зрения единого рынка. Что же касается Турции, то формирование общего таможенного пространства позволило бы Анкаре доказать Евросоюзу важность своей геополитической роли на Южном Кавказе. Больше всех от союза, по мнению Ширинова, могла бы получить Грузия, которая "существует только благодаря Азербайджану и Турции".
Читайте также: Грузия ринулась в распущенный союз
Действительно, если верить последним сводкам Национальной службы статистики Грузии, Турция и Азербайджан входят в тройку крупнейших торговых партнеров Сакартвело. За последние полгода товарооборот между Тбилиси и Анкарой вырос на 139 миллионов долларов и составил 539 миллионов. Набирает обороты и торговля с Азербайджаном (347 миллионов долларов). А по объемам экспорта грузинской продукции Баку вообще вышел на первое место.
Несмотря на выгоду, о которой говорят политологи, ни Анкара, ни Баку пока не торопятся делать громкие заявления о "братских" намерениях. И это неудивительно: внешний долг Грузии продолжает расти, а риторика в отношении России становится все более агрессивной. На днях МИД республики подтвердил, что Тбилиси пока не получал официального предложения о союзе. "В целом, подобные предложения о создании единого кавказского пространства звучали и раньше, в том числе и со стороны президента Михаила Саакашвили, хотя о конкретизации инициативы не было речи", - попыталась выкрутиться замглавы грузинского внешнеполитического ведомства Нино Каландадзе.
Читайте также: Фантазии Саакашвили включают невербальные элементы
Тем не менее, разговоры об экономической пользе мифического таможенного союза продолжают ходить в экспертном сообществе. На днях директор бакинского Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан выразил надежду на то, что объединение трех стран будет создано к началу эксплуатации железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. "Это стало бы большим стимулом для развития региона и наглядно показало бы Европе, как можно создавать образцовую модель", - добавил он.
О том, насколько перспективен союз Турции, Грузии и Азербайджана, корреспондент GeorgiaTimes говорил с известным российским экспертом Сергеем Демиденко. По его словам, в этом деле совершенно очевидно, что первую скрипку играет Анкара. "Интересы у нее в первую очередь экономические, - заметил эксперт. - Но и о политическом аспекте забывать не стоит, поскольку Турция претендует на роль такого государства, которое было бы связующим звеном цивилизаций Запада и Востока. То есть, грубо говоря, она использует любую возможность для поднятия своего международного статуса. И ее активность на Кавказе необходимо воспринимать именно в этом контексте. Анкара использует ориентированность Грузии и Азербайджана на сотрудничество и с Западом, и с Турцией, которую они также воспринимают как члена западного сообщества".
Наш собеседник также уверен, что таможенный союз нужен и Грузии. "Экономика страны находится не в самом лучшем состоянии, политическая ситуация, вне всякого сомнения, тоже далека от идеала, - считает Демиденко. - В этой связи Тбилиси также использует любую возможность, чтобы подчеркнуть свой статус и хоть каким-то образом улучшить экономическую ситуацию".
Отвечая на вопрос о том, будет ли Таможенный союз создан к 2013 году, эксперт подчеркнул, что говорить о сроках сложно. "Я все же склоняюсь к тому, что педалировать этот процесс Турция не будет, - полагает он. - Не думаю, что заинтересованность Турции в данном вопросе выше, чем в укреплении ее статуса на Ближнем Востоке, то есть это не приоритетное направление. Поэтому проблем будет много. Конечно, ничего невозможного нет, но я не думаю, что это вопрос ближайшего времени".