Грузинские власти снова непрошено беспокоятся за северного соседа. Спикер парламента Давид Бакрадзе считает, что политическое руководство Москвы ведет страну в "глубокий тупик". Поводом для такой мрачной оценки российского будущего стал визит министра МИД РФ Сергея Лаврова в Абхазию и Южную Осетию. Пока Россия налаживает добрососедские отношения с двумя республиками, Грузия в бессилье бряцает демагогическими высказываниями. Свое мнение по этому поводу высказал корреспонденту GeorgiaTimes генеральный директор "Центра политической конъюнктуры" Сергей Михеев.
"Глубокий тупик", "советское руководство", "холодная война". Эти замшелые, побитые молью риторические приемы использовал спикер грузинского парламента Давид Бакрадзе, оценивая
"Взамен того, чтобы разделить предложение Грузии и предпринять шаг к диалогу и решению проблем, которые существуют между нашими странами, они продолжают идти по неправильному пути и вводят страну в еще более глубокий тупик. К сожалению, руководство России действует по тому стилю, который был приемлем для советского руководства, во время холодной войны. У России нет политического ресурса и храбрости, чтобы адекватно ответить на предложение грузинской стороны о начале диалога. Сколько бы ни старался министр иностранных дел России, какие бы заявления не делал и какие бы соглашения там не подписывал, он не сможет изменить ту реальность, что Абхазия и Цхинвальский регион являются оккупированными", - заявил Давид Бакрадзе на заседании бюро парламента Грузии.
Сколько горечи в этих словах! Грузия уж и так, и эдак, а Россия все никак не хочет отвечать на ее предложения, продолжая хранить молчание. Ну, а поскольку всяк кулик свое болото хвалит, грузинские власти раздувают последствия "проблем" между Тбилиси и Москвой до международного статуса. Понятно: для них-то конфликт с Россией - одна из центральных проблем.
Власть Грузии не может взять в толк: ссора с ней не заведет в тупик Россию. Кишка для этого тонка у Сакартвело. Москва на равных беседует с теми, кому Тбилиси может лишь подобострастно смотреть в рот. И то, что для грузинской правящей верхушки становится причиной бессонных ночей и мучительных раздумий, Москву беспокоит в самой малой степени.
Смешно слышать утверждения, что России "не хватает храбрости", чтобы говорить с Грузией. Как все мы помним, в 2008 году смелости "пообщаться" на поле битвы не хватило именно грузинским солдатам. Именно их поспешное отступление и дало повод для создания тысяч страшилок, что российские войска "осадили" Тбилиси. И поныне Михаил Саакашвили, тоже проявивший на августовской войне удивительную "храбрость", талдычит об "оккупантах", которые якобы зыркают с окрестных гор на грузинскую столицу.
Так и хочется сказать: не надо путать брезгливость с трусостью. Москва глуха к Тбилиси не от робости перед "несгибаемым демократом" Мишико. А оттого, что он в Кремле объявлен нерукопожатым, только и всего. Наивная же надежда Грузии, что "недемократичная" позиция России заведет ее в тупик, достойна жалостливой улыбки: взрослые люди, а в сказки верят.
- Россия исходит из того, что она признала независимость Абхазии и Южной Осетии, - заявил GeorgiaTimes генеральный директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев. - Точно так же Лавров ездит и в другие страны, с которыми у нас установлены дипломатические отношения, вне зависимости от того, насколько у этих стран сложная история. Скажем, у нас установлены дипотношения со всеми странами бывшей Югославии, хотя развал Югославии произошел в результате войны. Был ли он легитимным? Не факт. И ему очень серьезно помогли войска НАТО. Можно, конечно, считать, что край Косово оккупировали войска НАТО. Но, тем не менее, Россия установила дипотношения и с Хорватией, и с Сербией, и со Словенией, и общается с ними на уровне министров иностранных дел, хотя кто-то, может быть, считает, что появление этих стран нелегитимно. Точно так же мы поддерживаем отношения со всеми постсоветскими государствами, хотя кое-кто считает, что развал СССР был нелегитимным. У каждой страны сложная история.
И в данном случае Россия просто исходит из факта признания ею независимости Абхазии и Южной Осетии, и общается с ними точно так же, как с другими независимыми государствами. О чем тут говорить? Все можно было обсуждать до признания. А сейчас понятно, что у России и Грузии по этому вопросу диаметрально противоположная позиция, которая никак не совмещается и не пересекается. Поэтому и оценки ситуации абсолютно противоположны.
- А что можно сказать касательно заявления, что у России нет политических ресурсов и храбрости общаться с Грузией?
- Я не очень понимаю, что под этим имеется в виду. Что значит "пообщаться"? Это похоже на какие-то заклинания для внутренней пропаганды. Что имеется в виду? Прямые переговоры по поводу статуса Южной Осетии и Абхазии? Они не имеют смысла, потому что Россия признала их независимость. Россия просто не видит предмет переговоров. Он был до 2008 года. А после августа-2008 его не стало - в том числе благодаря совершенно необдуманным действиям грузинского руководства. Можно обсуждать иные вопросы, например, приграничный, визовый режим, вопрос воздушного сообщения, торговли. Но что касается ряда политических вопросов, в том числе про Абхазию и Южную Осетию, следует признать - у нынешнего грузинского руководства ресурса для этого общения нет. К сожалению, 2008 год для многих направлений движения поставил "кирпич". Они находятся в тупике. Скорее всего, до тех пор, пока президентом Грузии является господин Саакашвили, выхода из этого тупика не будет.
- Насколько можно утверждать, что нынешнее поведение России способно завести ее в тупик?
- Такие заявления можно расценивать только как внутригрузинскую пропаганду. Может быть, в Грузии всем можно внушить, что Россия находится в международной изоляции. Но нетрудно зайти в Интернет и увидеть, что ничего подобного нет. Это грузинскому руководству хотелось бы, чтобы вопрос Абхазии и Южной Осетии привел бы к международной изоляции России. Но на самом деле в тупике находится сама Грузия со своей мифологией о существовании некоего демократического западного мира, который придерживается исключительно стандартов демократии, никогда в жизни не бросит Грузию и будет ее поддерживать. А реальность оказалась совсем другой - жесткой и неромантичной. Западный мир демонстрирует очень понятную и примитивную прагматичность: что ему сегодня выгодно, то и он и делает. Выгодно было на каком-то этапе поддерживать информационную кампанию против России - они ее поддерживали. Как только стало ясно, что эта кампания проиграна - они забыли об этом и фактически признали статус-кво. На сегодняшний день вопрос Абхазии и Южной Осетии Запад с Россией не обсуждает. Понятно, что это обидно нынешнему руководству Грузии. Но не надо было самим себе придумывать мифы и начинать в них верить. Все эти сказки про