GeorgiaTimes прокомментировал эксперт Нодар Хадури.
Визит министра экономического развития Грузии Зураба Пололикашвили в Тель-Авив оказался весьма плодотворным. С министерством финансов Израиля было подписано соглашение об отмене двойного налогообложения, после чего в дипломатической столице прошел грузино-израильский бизнес-форум. Министру удалось заинтересовать местных инвесторов хорошими перспективами для предприятий в Грузии.
Пололикашвили осмотрел завод по производству картона. Его владелец - «Каргал групп» - уже заявила о намерении построить в Тбилиси такой же. Еще министр встретился с руководством сети супермаркетов «Зим Групп», которая владеет и предприятиями, производящими продукты питания. Она тоже изъявила желание выйти на грузинский рынок.
Отношения Грузии и Израиля в экономическом плане отличаются динамичностью. На сегодняшний день израильские инвестиции в Грузии составляют чуть более полумиллиарда долларов.
Перед войной 2008 года страны тесно сотрудничали, особенно в военной сфере. Израиль модернизировал самолеты и поставлял оружие. Но перед самым конфликтом прекратил поставки, как говорят, под давлением Москвы.
Зато после трагических событий вокруг Южной Осетии израильские компании дружно взялись восстанавливать грузинскую инфраструктуру, поврежденную российскими авиаударами по военным объектам. Подрядчики с земель обетованных также активно строили жилье для беженцев на средства, выделенные западными странами в рамках гуманитарной помощи.
Но весной прошлого года израильские инвестиции в Грузию обнулились. Оказалось, что еврейская государственная страховая компания «Ашара» перестала обслуживать инвесторов, вкладывающихся в послевоенную, митингующую страну. Из-за этого, как объяснял тогдашний министр экономразвития Лаша Жвания, израильтяне не смогли выполнить свои обязательства по программе строительства 100 новых больниц в Грузии.
Потом страховщики изменили мнение о Грузии, но инвестиции из Израиля в госпитальный сектор так и не пошли. И только в апреле этого года израильская компания «Айхоп» подтвердила желание участвовать в забуксовавшей госпрограмме, пообещав возвести в регионах 27 больниц на 1000 койко-мест.
Израильские СМИ с удивлением для себя отмечают, что в их стране компании «десятки лет не могут построить одну-единственную больницу в Ашдоде», а в Грузии участвуют в конкурсе на строительство ста новых больниц. Также охотно евреи вкладывают деньги в грузинскую недвижимость, коммуникации, сельское хозяйство.
Развивается и взаимный туризм. Хотя тут не обходится без казусов. Недавно 45 грузинских паломников сбежали от гидов и попросили в Израиле политическое убежище.
Для маленькой Грузии с развивающейся экономикой важны любые инвестиции. А уж состоятельные евреи - бывшие соотечественники по СССР внушают особые надежды, говорит бывший заместитель министра экономики, эксперт Нодар Хадури.
- Для Грузии очень важно привлечение инвестиций, особенно зарубежных. Все возможности, которые открываются перед Грузией, мы должны использовать, в том числе, израильские. Если учесть, что многие вышедшие из Грузии евреи живут в Израиле, и они довольно продвинутые бизнесмены, то есть определенные надежды, что эти отношения смогут привлечь израильские инвестиции.
- В прошлом году во время оппозиционных акций протеста Ицик Моше, который возглавляет совместную бизнес-палату, заявил, что израильские инвестиции перестали поступать в Грузию. И журналисты тогда гадали, не связано ли это с российско-израильскими отношениями?
- Вы сказали прекрасное слово: гадали. Я не стану гадать. Я скажу: после глобального финансового кризиса и русско-грузинской войны 2008 года не только израильские, но очень многие инвесторы решили приостановить свои проекты в Грузии. Была боязнь, что этот конфликт может быть возобновлен. Также проблема и в том, что в это время не было финансов. Если сейчас будет ситуация меняться к лучшему, то естественно мы ждем проявления интереса. Я не думаю, что израильские бизнесмены, боясь России, не будут вкладывать в Грузию. Главное, чтобы возобновление военного конфликта снято с повестки дня.
- Израильская компаний «Айхоп» собирается участвовать в проекте «100 больниц». Но ведь израильтяне в прошлый раз подвели, да? Они должны были вложить деньги, но, как и другие инвесторы по этой программе, не выполнили обещания.
- В этом проекте была чешская сторона. Из-за глобального кризиса, как я понимаю, они не смогли достать все необходимые финансы.
- Там были не только чешские компании.
- Чешский «Экспобанк» должен был выделить кредит, но к сожалению этого не произошло. Проект был приостановлен и во многом изменен.
- А сейчас есть у него перспектива, при участии израильтян?
- Я не думаю, что 100 больниц для Грузии столь необходимы. Но то, что сектор охраны здоровья привлекателен для инвесторов - это факт. В Грузии есть несколько больниц, которые могут заинтересовать иностранных инвесторов, и я не исключаю, что это могут быть израильтяне.
- Заявлено, что на грузинском рынке по итогам этого визита появится продуктовая компания. Чем они будут заниматься?
- Я не знаю. Спросите у них. (Смеется) Если продуктовая компания появляется, наверное, она будет торговать продуктами питания.
- Но это поспособствует как-то экспорту грузинской продукции? Ведь в этом сейчас главная проблема?
- Вы понимаете, грузинский рынок очень маленький по своим масштабам. И дело не только в том, что тут живут 4 миллиона человек. А потому что очень низкая покупательная способность. Естественно, для Грузии важным является открытие новых рынков, и я не вижу ничего плохого, если это будет рынок Израиля или Ближнего Востока, европейский рынок. И step by step мы будем выходить на мировые рынки.
- Это постепенно помогает замещать российский рынок?
- Вы понимаете, для Грузии российский рынок оставался очень важным. Но уже последние четыре года ничего не экспортируется в Россию, кроме электроэнергии. Естественно, нам приходится искать другие рынки сбыта. Это было очень тяжело, но какое-то продвижение есть. Правда, это не касается грузинского вина или продуктов сельского хозяйства. Очень плохая ситуация в этом отношении. Но есть некоторые продукты, которые уже экспортируются в Турцию, в Азербайджан. Экспорт, вообще-то, скудный для Грузии. Большая часть идет на европейские рынки. Очень трудно замещать российский рынок, но это уже не кажется столь недоступным для нас.
- Соглашение об отмене двойного налогообложения позволит израильтянам не платить налоги в Грузии, а грузинам в Израиле.
- Это не касается тех, кто становится резидентом. Если израильтяне будут в Грузии в течение 183 дней в году, то они будут платить налоги в Грузии. И то же самое, если грузины будут жить полгода в Израиле.
- Понятно. А это выгодно Грузии? Ведь в Израиле нет грузинских инвесторов, а в Грузии израильские есть. Получается, что больше налогов Грузия теряет.
- Я не думаю, что больше будет терять Грузия. Тут есть эффект мультипликатора. Если израильтяне будут работать в Грузии, и сами не будут платить налоги, то люди, которые на них будут работать, будут получать доходы и платить подоходный налог в бюджет Грузии. И они будут создавать продукцию, которая будет облагаться налогом. Так что тут нельзя смотреть с одной стороны. Нужно такие договоренности оформлять со всеми странами, чтобы Грузия стала более открытой для иностранных инвесторов и наоборот, иностранные рынки стали доступными для Грузии. Этот не футбол в одни ворота, а сотрудничество, в котором нет проигравших.
- И для Грузии нет принципиальной разницы, сотрудничать с арабскими или с израильскими бизнесменами? Арабские государства конфликтуют с еврейским, но Грузия приглашает и арабских инвесторов...
- Не исключает сотрудничество с арабскими странами сотрудничества с Израилем.