Ника Гилаури поставил перед грузинским правительством амбициозную цель: достичь в течение года девятипроцентного роста экономики. По его словам, после сложного кризисного периода и четырехпроцентного падения, в 1 квартале этого года в экономике наметились положительные тенденции.
Оптимизмом премьер делился в Иордании перед местными бизнесменами, которых нужно было убедить в инвестиционной привлекательности Грузии. Арабы, к слову, почти ничего о стране не знают и до сих пор считают ее коррумпированной. Гилаури же их настолько заинтриговал, рассказав о реформах и создании свободных экономических зон, что они пообещали приехать и увидеть «экономическое чудо» воочию.
Премьер заманивал их и возможностью приобрести кусочек национального богатства на приватизационных аукционах. «Мы продаем все, порты, аэропорты, больницы. Но не потому, что нуждаемся в деньгах, а потому, чтобы государство вышло из бизнеса и дало ему больше свободы», - пояснил Гилаури, чтобы не подумали ничего плохого.
Ранее на заседании своего правительства Гилаури называл более скромные цифры - рост ВВП на 3 - 5 процентов в этом году, вместо запланированных двух процентов.
Откуда взялись 9 процентов? Может быть, из предостережения бывшего министра экономики Кахи Бундукидзе, который заявил, что для продвижения в рейтинге по показателям ВВП Грузии «остается один путь - ежегодно мы должны расти интенсивнее, чем другие страны». По его подсчетам, при 7-процентном росте к 2040- м годам Грузия будет в конце развитых стран, при 4-процетном - «никем», а с 2-процентным ростом «нас вообще не будет».
В бытность Бендукидзе министром Грузия, по его же словам, поднялась на 20 позиций. Это удалось благодаря росту ВВП в 10 процентов, пока всемирная экономика росла приблизительно на 5 процентов годовых. Вероятно, Гилаури ориентируется именно на эти цифры?
Однако мировая экономика пока не вернулась к докризисному росту. Неужели Грузия всех обогнала?
Гилаури как признак оздоровления экономики привел в пример увеличение внешнеторгового оборота страны до 1,36 млрд долларов, что на 15 процентов выше показателя аналогичного периода прошлого года. Уже поверило в грузинские возможности и международное агентство «Standard & Poor's», в апреле повысив долгосрочные суверенные кредитные рейтинги страны по обязательствам в иностранной и национальной валюте.
Однако в самой Грузии достаточно скептиков, не доверяющих оптимизму властей.
Одновременно с заявлениями Гилаури в Тбилиси прозвучало требование отставки правительства. Как заявил один из кандидатов на пост мэра столицы Ника Иванишвили, «бездействие властей привело к тому, что страна находится в экономическом и социальном тупике».
«Правительство Грузии, во главе с Гилаури, не смогло осуществить ни один проект. Призываю правительство, осознать свою бесхребетность и катастрофические результаты бездействия для Грузии, и незамедлительно уйти в отставку», - заявил оппозиционер, наверняка рассчитывая найти отклик в сердцах избирателей.
Не придавать значения популизму Гилаури попросил экономический эксперт, член грузинского Фонда стратегических и международных исследований, Ладо Папава. В интервью GeorgiaTimes он подчеркнул:
- Такие заявления делаются с политической целью для популяризации страны, и часто используются людьми с низкой политической культурой. Напомню, что как-то и президент Владимир Путин обещал удвоить ВВП России. С реальным положением дел такие заявления не имеют ничего общего.
- А каковы Ваши прогнозы?
- Я составлением таких прогнозов не занимаюсь, потому что для них нужны реалистичные статистические данные. А в Грузии и на всем постсоветском пространстве статистика используется для приукрашивания ситуации, и не отражает состояния экономики.
- Можно ли считать ВВП полной характеристикой развития экономики?
- Все экономисты признают его только одним из показателей. Для полной характеристики нужно использовать намного больше параметров. Это вопрос из теоретической плоскости.
- Правительство Грузии сообщает об оживлении экономики. В чем, по вашим наблюдениям, это выражается?
- Я считаю, что мировая экономика из кризиса еще не выходила, и это касается всех стран - и развитых западных, и восточноевропейских, и стран постсоветского пространства без исключения. Источником оживления стало просто вливание денег. В Грузии это тоже результат денежных вливаний правительства в экономику. Из-за этого практически во всем мире неэффективные старые производства были поддержаны правительствами, и они и дальше будут тормозить развитие мировой экономики.
- Идут разговоры о том, что Россия хочет пустить грузинскую продукцию на свой рынок за лояльность Грузии в вопросе вступления ее во всемирную торговую организацию. Стоит ли, по вашему, ради возвращения большого рынка сбыта для грузинских производителей (что поможет справиться с кризисом) идти на уступки в вопросе ВТО?
- Здесь проблема не в том, что Россия не пускает продукцию из-за грузинской позиции в ВТО. Россия формулировала закрытие рынков не по причине плохих торговых отношений, а из-за того, что грузинская продукция была несертифицированной и не соответствовала российским стандартам. А у Грузии есть другие претензии к России. Совместное членство в ВТО подразумевает, что между Россией и Грузией товары должны свободно пересекать границу. Оккупация Абхазии и Южной Осетии препятствует этому. И я сомневаюсь, что какое-либо правительство Грузии даст согласие на вступление России в ВТО. Перед оккупантом вопросы нужно ставить жестко.