В заявлении, распространенном «Standard & Poor's», говорится о том, что с 2006 года до «короткой, но интенсивной войны с Россией 2008 года», Грузия смогла привлечь в страну значительные иностранные инвестиции. По мнению экспертов, низкие налоги и благоприятный режим для ведения бизнеса в Грузии будет в дальнейшем способствовать привлечению инвестиций и реализации преимуществ, связанных с географическим положением Грузии как важного транзитного «моста» между Европой и Азией.
При этом аналитики агентства считают - экономика Грузии в среднесрочной перспективе будет расти. «Мы не ожидаем, что прямые иностранные инвестиции в экономику Грузии достигнут максимального докризисного значения в размере почти 2 млрд евро, однако мы полагаем, что их объема будет достаточно, чтобы поддерживать экономический рост на довольно высоком уровне и в будущем», - приводит текст заявления РБК.
Вместе с тем, «Standard & Poor's» полагает, что восстановление экономического роста, прямые иностранные инвестиции и разряжение геополитической ситуации могут способствовать дальнейшему повышению суверенных рейтингов Грузии. Что же касается негативных прогнозов, то влияние на рейтинги республики может оказать увеличение внешнего долга и дефицит бюджета, сообщает РИА Новости.
Представители грузинских властей уже отреагировали на позитивные изменения в рейтинге международного агентства. По словам пресс-спикера премьер-министра Ники Гилаури Николоза Мчедлишвили, этот факт повысит доверие инвесторов и предпринимателей в отношении будущего страны. «Данный рейтинг является одним из самых важных индикаторов экономического положения страны», - добавил он.
Впрочем, заверения представителей действующего режима в Грузии о том, что экономика страны, наконец, вздохнула полной грудью, отнюдь не новы. Еще в ноябре президент Михаила Саакашвили заявил - страна преодолела острый период экономического кризиса. «В целом ряде секторов чувствуется гораздо большая активность и оживление, - отметил он. - В результате вернулось доверие инвесторов». Более того, грузинский лидер тогда оценил финансовый сектор станы как «совершенно здоровый».
Официальные данные, однако, говорят об обратном. Например, ВВП Грузии в прошлом году сократился почти на четыре процента, хотя в 2008-ом был замечен его рост. Если же вспомнить о накоплении внешнего долга, то за прошедший год его объем вырос на 30,8 процентов и составил почти три с половиной миллиарда долларов.
Оценки российских и грузинских специалистов также далеки от оптимизма. По словам эксперта Института стратегических оценок и анализа Сергея Демиденко, рассуждать о прорывах грузинской экономики преждевременно. «В прошлом году в Грузии провалилась программа приватизации, а без таких реформ добиться каких-то результатов сложно, - считает Демиденко. - Не стоит забывать, что грузинская экономика также серьезно зависит и от иностранных дотаций - помощи ЕС и США».
Со своей стороны, грузинский эксперт по экономическим вопросам Гиоргий Хухашвили полагает, что кризис серьезно затронул Грузию, однако доля экономических проблем в стране, связанных с глобальным кризисом, не так уж велика. «В наших проблемах виноваты те системные ошибки, которые были допущены властями, а также война 2008 года, которая увеличила политические риски в экономике страны, - подчерекнул эксперт. - После этого спад продолжается. Сейчас, с получением внушительной помощи международных доноров, проблемы отложены, но не решены». Хухашвили также добавил, что системных перемен не видно, так что худшие времена у Грузии еще впереди, поскольку пик экономического кризиса республика, в отличие от остального мира, еще не прошла.
Таким образом, в условиях, когда производственный сектор не работает, в стране нет серьезной промышленности и полезных ископаемых, а основные проблемы объясняются влиянием политических решений, заключения «Standard & Poor's», пожалуй, станут лишь бальзамом на душу руковоства страны и определенной рекламой перед инвесторами, которые после августа-2008 готовы вкладывать в раздираемую противоречиями республику с неохотой. Пожалуй, в сложившейся ситуации государству все же не стоит полагаться на международные рейтинги, а попытаться сформулировать внятную стратегию переориентации экономики и выступить в роли гаранта защиты крайне нестабильной экономической системы Грузии.