Замминистра энергетики Грузии Марика Валишвили назвала ложью утверждения представителей «КазМунайГаза» в том, что специальный управляющий был назначен в «КазТрансГаз-Тбилиси», чтобы помешать прямым закупкам азербайджанского газа. Сейчас «КазТрансГаз» закупает газ у Государственной корпорации по нефти и газу Грузии (которой в основном и задолжал), а мечтал покупать у азербайджанцев напрямую.
Валиашвили заявляет, что «КазМунайГаз» может обратиться в суд. Но, по ее словам, остается фактом, что после назначения управляющего, доходы «КазТрансГаза-Тбилиси» удвоились. Экономическое положение компании, согласно последним данным, исправляется к лучшему, и замминистру непонятно, зачем в компании решили предъявить подобные обвинения. «Как только компания расплатится с задолженностью, управляющий будет отозван», - заверяет председатель национальной регулирующей комиссии по энергетике Гурам Чалагашили.
«КазМунайГаз» приобрел еле-дышащий «Тбилгаз» всего лишь за 12,5 млн долларов в 2005 году. Вложил в него порядка 200 млн долларов инвестиций. К весне же этого года выяснилось, что на «КазТрансГазе-Тбилиси» числится долг в 40 млн долларов. При этом хозяева не скрывали постепенно зреющего желания избавиться от убыточного актива. Однако грузины не стали ждать продажи, а ускорили взыскание долга, назначив на предприятие временного управляющего.
Несколько дней назад директор «КазТрансГаз-Тбилиси» Казанджи Кайнелдыев заявил, что предприятие готовится к продаже. По его словам, в ближайшее время делегация «КазМунайГаза» изучит вопрос ценообразования компании. По его словам, потенциальными покупателями являются азербайджанская SOCAR и компания грузинского футболиста Кахи Каладзе «Кала-капитал». При этом, казахи рассчитывают компенсировать инвестиции в тбилисскую газораспределительную сеть.
Правда, уже на следующий день президент АО НК «КазМунайГаз» Каиргельды Кабылдин уточнил, что в данный момент о продаже тбилисского подразделения говорить рановато, сообщает интернет-издание RusEnergy. Однако предложения покупателей будут рассмотрены. Кабылдин подчеркнул, что компания не отказывается от сорокамиллионного долга, но не понимает, почему грузины решили так срочно его взыскать. «30 миллионов долларов мы должны за полученный газ и должны отдать за счет средств от потребителей Тбилиси. А еще 10 миллионов - это долг перед банком Грузии, который мы должны отдать по графику, утвержденному двухсторонним соглашением. Но грузинская сторона потребовала ускорить выплату, что не соответствует договоренностям», - отметил он.
Казахстанская сторона хотела бы не доводить конфликт до суда. Но что делать, если Грузия не выполняет часть продекларированных обязательств? «То у них выборы были, то у них война была - поэтому они нам все время запрещали поднимать тариф на поставки газа, - сетует бизнесмен. - В результате у них начались финансовые проблемы, и грузинская сторона потребовала покрыть долг, который мы не отрицаем, но не можем сделать это единовременно, как того требует Грузия».
Глава «КазМунайГаза» развеял домыслы о вытеснении «КазТрансГаза» с рынка Грузии азербайджанским SOCAR. Каиргельды Кабылдин считает, что Азербайджан и Грузия заинтересованы в транзите казахстанской нефти. Ведь это, по его словам, более перспективно, чем «сиюминутные выгоды от перекупки «КазТрансГаз-Тбилиси» и вытеснения «КазМунайГаза» из Грузии». Кроме того, продажа газораспределительных сетей Азербайджану невыгодна Госкорпорации по нефти и газу. Ведь азербайджанский владелец точно исключит грузинского госпосредника из схемы закупок газа.
Хотя Кабылдин не мог не обратить внимание и на тот факт, что убытки «КазТрансГаз-Тбилиси» резко возросли именно из-за повышения входной цены на газ SOCAR. «Если компания SOCAR хочет помочь Грузии, то почему она продает ей газ за такие «страшные» деньги? Если Россия и Украина спорят за цену в 280 долларов за одну тысячу кубометров, то Грузии SOCAR продает газ за 400 долларов. Нет таких цен нигде», - возмутился он. Правда, еще весной Министр энергетики Грузии Александр Хетагури заявил, что главу компании «КазТрансГаз» неправильно информируют. По его словам «КТГ-Тбилиси» закупает у Азербайджана социальный газ по 167 долларов за тысячу кубометров, а коммерческий - по 265 долларов, что значительно ниже тарифа «Газпрома».
Кто более осведомлен, узнать невозможно. Похоже, однако, казахи невольно пролили свет на чиновничью кормушку. Недаром заявления и разоблачения со стороны казахов вызывают такое раздражение властей. Спустя пару дней после интервью Кабылдина, Михаил Саакашвили обрушился с критикой на казахских инвесторов. Одной из его жертв стала неназванная им компания, которая купила курорт Ликани, разрушила, что было, но забросила работу и оставила не у дел множество работников. «Такими же безуспешными оказались их проекты в Тбилиси и Батуми, где они купили гостиницы и при выселении заплатили беженцам такую мизерную сумму, что те даже не смогли купить себе жилье», - метал громы и молнии Саакашвили, пригрозив обсудить поведение казахов с их президентом.
Как выяснило радио «Коммерсант», ООО «Борджоми-Ликани» в 2006 году было продано еще одной дочке казахской госкомпании - «КазМунайГаз-сервису». А за гостиницы в Тбилиси и Батуми «Иверия», «Медея» и «Метехи» отвечает Silk Road Group. «Реконструкция гостиницы «Иверия», которую осуществляет совместная грузино-казахская компания Development Solution, почти завершена и в ближайшее время перейдет в правление Radisson. Что касается Батуми, то из-за кризиса строительство там действительно идет медленными темпами», - признают в компании.
На слова Михаила Саакашвили отреагировал МИД Казахстана. Он сгладил конфликт, сославшись на коррективы, внесенные кризисом. «Речь никоим образом не ведется об отказе от этих проектов. Лишь о временном переносе сроков исполнения», - успокоил официальный представитель Министерства иностранных дел Ержан Ашикбаев и добавил, - «Казахстан по-прежнему является одним из крупнейших инвесторов в экономику Грузии».
По официальным данным, казахстанские инвесторы до конфликта вложили в Грузию около двух миллиардов долларов. Из этой суммы 800 млн долларов инвестировал БТА Банк и около 500 млн долларов - «КазМунайГаз».
Хотя выдвигаемые казахам претензии носят чисто экономический характер, многие усматривают в них политическую составляющую: Казахстан, считают в Тбилиси, слишком тесно связан с Россией, которой президент страны во время последних дебатов в парламенте официально присвоил статус «врага».