Газораспределительная компания «ТбилГаз» (полное название «КазТрансГаз - Тбилиси»), с 2006 года принадлежащая казахским бизнесменам, задолжала кредиторам 40 миллионов долларов. 16 марта грузинское правительство назначило в этом акционерном обществе своего временного управляющего. На внешнее вмешательство «КазТрансГаз» отреагировал болезненно, припугнув международными арбитражными судами, куда хочет обратиться для защиты своих прав. Президент государственного «КазМунайГаза» (единственного акционера «КазТрансГаза») Каиргельды Кабылдин заявил на пресс-конференции, что задолженность накопилась до того, как «ТбилГаз» перешел в руки казахских владельцев. При этом инвестор подчеркнул, что хочет продать грузинские активы, если ему вернут то, что он вложил в развитие предприятия.
В ответ министр энергетики Грузии Александр Хетагури заявил, что главу «КазМунайГаза» неправильно информируют о положении дел в тбилисской компании. По данным министерства, задолженность перед грузинской Корпорацией по нефти и газу за поставки топлива накопилась в период с сентября по декабрь 2008 года. Причем грузинские партнеры предлагали казахам реструктуризировать задолженность, но «КазТрансгаз» отказался от этого.
Что касается временного управляющего, то Хетагури в очередной раз заверил: это не покушение на частную собственность. Менеджеры компании, по его словам, смогут приступить к своим обязанностям, как только «ТбилГаз» расплатится с долгами. Если же казахская компания хочет продать активы, то она свободна в выборе, заявил министр. Правительство в это вмешиваться не будет.
О желании избавиться от тбилисского предприятия менеджмент «КазТрансгаза» сообщал еще осенью. Компания жаловалась на финансовые проблемы, вызванные неплатежами грузинских потребителей. Теперь Кайргельда Кабылдин подтвердил это намерение. Однако он подчеркнул, что покупатель должен оплатить не только стоимость самой компании, которая три года назад была куплена за 12,5 миллиона долларов, но и вложенные в нее инвестиции. На модернизацию и ремонт газораспределительной системы Тбилиси, приобретение и установку приборов учета газа «КазТрансГаз», по сообщению пресс-службы компании, потратил около 100 миллионов долларов.
«Все, что покупается, - продается, только вопрос в цене, мы готовы продать при условии, что наши вклады инвестиционные, плюс заемное финансирование, плюс финансовая помощь, которую мы оказывали «КазТрансГаз-Тбилиси», должны быть, по крайней мере, компенсированы», - заявил журналистам Кабылдин.
Грузинский эксперт Нико Орвелашвили считает, что ситуация с финансами «ТбилГаза» настолько непрозрачна, что понять кто кому и сколько должен невозможно. В интервью GeorgiaTimes он отметил, что долгое время эта компания, будучи монополистом, еще и пользовалась преференциями властей. И на ее менеджменте мог сказаться «тепличный эффект».
«К величайшему сожалению, все крупные инвестиции в Грузии сейчас имеют политический оттенок. Если инвестор неугоден властям, то ему нечего делать здесь», - пояснил Орвелашвили. На вопрос, чем же не угодили казахские владельцы «ТбилГаза», эксперт ответил уклончиво: «Как только инвестор начинает отстаивать свои права, он становится врагом. Многое в Грузии сейчас решается капризами отдельных людей».
Нико Орвелашвили сомневается, что «КазТрансГаз» найдет покупателя, готового заплатить крупную сумму. Он привел в пример историю с продажей грузинской энергораспределительной компании «Теласи». Американская АЕS Corporation вложила в нее около 200 миллионов долларов, а потом была вынуждена продать акции российской Единой Энергетической Системе (РАО ЕЭС) всего лишь за 24 миллиона долларов.
В Грузии, по словам Орвелашвили, сейчас все боятся начинать новый бизнес. Все, кроме русских. «Скорее всего, новый инвестор будет из России. Или же это будет компания с участием российского капитала. А может быть, замаскированная, как, например, в истории с «Тбилводоканалом». Он якобы был продан швейцарской фирме, но даже младенец знает, что у нее русские владельцы», - напомнил эксперт.
По сведениям источников ИА Regnum, часть акций тбилисской газораспределительной компании хочет купить «АрмРосгазпром». Три четверти капитала армянского монополиста принадлежат российскому «Газпрому». Орвелашвили считает такую сделку весьма вероятной: «Не удивляйтесь. Эти же власти, которые ругают Кремль и его политику, практически за бесценок продали российскому бизнесу большую часть грузинских предприятий».
Светлана Болотникова