Мужчина и женщина

Пограничники стерегут Джейрах от туристов

Пограничники стерегут Джейрах от туристов. 27916.jpeg

Ингуши опубликовали в Интернете обращение к главе республики Юнус-Беку Евкурову с жалобой на пограничный пост Джейрах. Чтобы попасть в горную Ингушетию, гостям будущей туристической зоны нужно за пару недель заказывать пропуска в Магасе. В противном случае их ждет от ворот поворот, как это произошло с авторами обращения. А если нужно на похороны? Президент республики неоднократно призывал население к дисциплине, раз уж там особая зона. Умирать - так в назначенный час, путешествовать - как за границу.

Почти везде в России гостей из соседних городов и сел можно позвать к себе в любой час. В пограничных зонах Кавказа это исключено. А простираются они здесь порой не на пять положенных по закону километров, а на все 50, затрагивая личную жизнь тысяч людей из закрытых населенных пунктов. GTimes уже писала, как в Цунтинский район Дагестана пограничники не пустили в отпуск москвича Газимагомеда Абдулаева, у которого в пограничной зоне живут жена и дети. Ему без объяснения причин отказали в выдаче пропуска.

Читайте также: КТО сорвала отпуск в Дагестане?

В Ингушетии пограничники на посту Джейрах не пустили целую толпу гостей семьи Ахриевых. В Священный месяц Рамадан они хотели провести "сагIа" (поминальный ужин) и прочитать "мовлид" (поэмы, восхваляющие пророка). Пригласили родню с равнины - из Назрани, Карабулака, станицы Троицкой. Но вот о пропусках заранее не позаботились. И пограничники их, естественно, завернули назад. На выручку им из Джейраха приехала масса народа, но и общественное давление не помогло. "Пограничники, нагло крича и нецензурно выражаясь, оскорбляли чувства верующих в Священный месяц Рамадан", - пожаловались жители села президенту республики Юнус-Беку Евкурову в обращении на одном из читаемых ингушских сайтов.

"Что делать? Как можно взять пропуск за несколько часов, что если придется ехать на похороны? Такой случай не единичный, и это продолжается постоянно. Когда, наконец, разрешится такая несправедливая ситуация? Когда ингуши смогут ездить к себе домой без препятствий со стороны зарвавшихся пограничников?" - вопрошают авторы обращения и просят главу Ингушетии "разобраться с данной ситуацией и принять меры по недопущению подобных неприятных ситуаций в будущем".

Подписей под обращением нет. Письменно в канцелярию президента оно не поступало, и реагировать на него никто не собирается. В окружении главы республики корреспонденту GTimes рассказали, что есть видеозапись скандала на Джейрахском посту. Селяне и их гости вели себя тоже весьма некрасиво по отношению к салагам, которые всего лишь исполняют служебные инструкции.

Джейрахский пост установили перед селом год назад. До этого пограничная зона проходила южнее, и жители этого населенного пункта могли свободно приглашать гостей. Новые порядки, конечно, усложняют им жизнь. Но, судя по выступлению Юнус-Бека Евкурова на недавней пресс-конференции в Москве, отменять пропускной режим власти не намерены.

"Для жителей трудностей как таковых, кроме того, что они проезжают через пограничный пост, нет, - заявил Евкуров. - У всех есть пропуска, документы, каждый имеет право. Для жителей неудобство вызывает то, что они привыкли, как всегда, вот гость приехал - ну, пускай едет. А тут надо за определенный период заявку подавать, то есть к дисциплине приучать, что это все-таки пограничный режим".

Читайте по теме: Антиингушское сооружение "Чермен"

Евкуров - человек военный, к дисциплине приученный. Но что ж теперь джейрахцам и умирать по расписанию, чтобы родня успела заранее съездить в республиканскую столицу и оформить пропуска?

А как развивать курорты Армхи и Цори в Джейрахском районе, включенные в северокавказский туристический кластер, если пропуск туда можно оформить только в Магасе минимум за два дня, а максимум за месяц до отпуска? Путешественникам нужно пройти сначала процедуру заполнения анкет и заявлений, а потом отстоять час и более на посту в ожидании проверки, словно едешь за границу, а не по родной стране.

Считается, что Джейрахский пост обеспечивает безопасность в районе, где будет развиваться туризм. Но эта местность уже лет 20 считается самой спокойной: здесь можно не запирать двери, потому что нет воровства, и от наличия поста это не зависит. А контртеррористические операции все равно в Джейрахском районе силовики периодически проводят - отрабатывают свой хлеб. Так что планам по развитию туризма этот пост скорее вредит, чем помогает.

Нельзя сказать, что в Магасе этого не понимают. В мае этого года на выставке в Госдуме правительство Ингушетии представляло проект туристической зоны и вывесило карту, на которой линия пограничной зоны перенесена километров на 20 южнее. Таким образом, все туристические маршруты и курорты можно сделать общедоступными.

Читайте также: Туризм на Кавказе: будущее за горами?

Но планы республиканских властей не получили одобрения в Федеральной службе безопасности. В июне заместитель начальника Управления анализа и координации Департамента пограничной охраны Пограничной службы ФСБ России полковник Василий Редколес заявил, что его ведомство не готово сократить пограничную зону. Пограничники согласны лишь открыть некоторые населенные пункты. "Раз нас интересует свободный доступ туристов к местам размещения, я предлагаю так сформулировать: "В целях упрощения (беспрепятственного) пропуска отдыхающих к высокогорным коллективным средствам размещения туристов Пограничному управлению ФСБ России по КБР совместно с органами государственной власти, муниципальными образованиями и заинтересованными субъектами подготовить согласованное предложение по исключению мест расположения коллективных средств размещения туристов из пределов пограничной зоны". И их точечно исключить. И все, проблем нет", - считает полковник.

Фактически туристам предлагают ездить на курорты в сопровождении пограничников, чтобы никто не надумал высадиться за пределами санатория или турбазы, нарушив режим пограничной зоны. Хорош отдых, ничего не скажешь. Много ли будет желающих посетить достопримечательности Джейрахского района? Нижеприведенное мнение жительницы республики будет ответом на этот вопрос: "Я помню время, когда горы, башни, живительный воздух свободы и особая аура этих мест не была под запретом, и каждый мог в любое время дня и ночи приехать и отдохнуть здесь, в краю предков, подпитаться особой энергетикой, которая исходит от всего этого великолепия. А сейчас даже эту возможность пытаются отнять. Когда мне надо ехать в горы через какие-то посты, кордоны, пропуска и проверки, а затем отдыхать, зная, что ты не наедине с природой, а под прицелом всяких военных штучек, мне вообще не хочется ехать сюда".