Мужчина и женщина

Как выжить в Грузии без воды

Грузинских крестьян оставили без воды. 27757.jpeg

То, что жители деревни Кавтисхеви Каспского района Грузии систематически мучаются от отсутствия воды, ни для кого не секрет. Несмотря на многочисленные просьбы, эта проблема не решена до сих пор. Особенно страдают жители одного из участков этого села, Твалади. Здесь нет ни питьевой воды, ни воды для полива. Сельчанам приходится идти за ней почти километр.

Живописные пейзажи Твалади радуют глаз. Название этого участка села Кавтисхеви переводится с грузинского как "красивый". Действительно, нет ничего лучше, чем здоровой воздух, которым дышишь в этом прекрасном месте. Но жизнь местных селян омрачена проблемами с водой. Куда только ни обращались они для решения этой проблемы, но, к сожалению, все было напрасно.

"Сама я - жительница Тбилиси, приезжаю в Твалади лишь летом. Годами борюсь, чтоб на этот участок провели воду. Обращалась во все инстанции, в министерства, в департамент - все напрасно", - говорит Этер Чхиквадзе.

"Два года назад на средний участок воду как будто провели, но она мутная, в ней плавают пиявки и какие-то черви. Такую воду лучше не пить", - сетует местная жительница Тамара Которашвили.

Читайте также: Грузинские крестьяне между голодом и тюрьмой

Проблема воды для полива также не решена. Крестьяне могут обрабатывать только прилегающие к дому участки земли. Другие же участки используются лишь для сенокоса. На откосе, где раньше сеяли пшеницу, теперь растут сорняки. Куда-то исчезли вырытые раньше каналы. "Мы не знаем, кто уничтожил каналы. Заявили в полицию, но никто не реагировал", - говорит местный житель.

Крестьяне выискивают в ущелье маленькие речушки и стараются подвести к своим домам узкие каналы. Так они добывают воду, благодаря которой им удается обрабатывать приусадебные участки.

"Вон там, наверху, протекает речка. Оттуда мы проводим ручейки. Смотрите, какой у меня кизиловый сад. Мы с мужем вместе вырыли этот канал, но после дождя нам приходится делать его заново. От правительства никакой помощи, не дадут и стакана воды, чтобы напиться", - рассказывает нам пожилая сельчанка, бабушка Маквала. Помимо кизилового сада, у нее еще есть огород, где растет зелень и овощи. Вот что может трудолюбивый человек.

Маленький мальчик Торнике, который гуляет по деревне с маленьким осликом по имени Фотола, говорит с гордостью: "Я своими руками провел ручеек вон с той горки".

Источник заработка местных крестьян - их кизиловые сады. Они продают 1 килограмм кизила оптовикам за 40 тетри. А вы только представьте, каких трудов стоит выращивать эти сады и ухаживать за ними в условиях отсутствия водоснабжения.

Читайте также: Грузинские крестьяне: не живые и не мертвые

Большинство сельчан таскают питьевую воду из источника в центре села. Несколько раз в день они преодолевают расстояние почти в километр. У кого есть осел, тем, конечно же, легче.

Мы тоже решили прогуляться к источнику. Здесь всегда многолюдно. Чего только не услышишь от сельчан!

"Вот, газовые трубы довели до Кавтисхеви, а нам не провели, нам говорят - смотрите издали, большего вы не достойны! Зачем же? Потому что иногда ругаем правительство? А за что же его благодарить? И воду просим уже много лет, а никакого внимания нет", - сокрушается дядюшка Гоча, сельчанин.

В Грузии всегда уделялось много внимания земледелию. Но, как мне сказал руководитель региональной кахетинской организации партии "Свободная Грузия" Гиорги Мосешвили, сегодня все по-другому. Он уверен, что трубы, предназначенные для строительства поливной системы, разрезали и сдали как металлом, и это происходит во всех районах и селах.

Недавно, в преддверие выборов, грузинское правительство пообещало, что проведет воду во все отдаленные села. Жители Твалади надеются, что власти на этот раз все-таки выполнят это обещание. "Приближаются выборы. Хорошо, если успеем заставить провести воду, а то ведь неизвестно, что будет потом..."

Этот год оказался очень тяжелым для сельчан восточной Грузии. Стихия почти уничтожила имущество многих местных жителей. Все не слава Богу: то отсутствие воды беспокоит их, то наводнение.