Мужчина и женщина

Грузинские крестьяне: не живые и не мертвые

Грузинские крестьяне:  не живые и не мертвые. 27339.jpeg

Нет ничего прекраснее грузинского пейзажа в начале июня. Прошли обильные майские дожди, радует глаз зелень лесов и сельских усадьб. Но последнее время добраться до пригородных красот крайне проблематично. Дороги ко многим деревням попросту отсутствуют. А местные жители по 4 года не видят в кранах воды.

В двадцать первом веке, когда грузинское правительство хвастается своими успехами, многие села все еще страдают от бездорожья, нехватки электроэнергии и воды. Мы отправились в деревню Легва, чтобы посмотреть, как обстоят дела у тамошних жителей.

Читайте по теме: Горийские крестьяне на грани голода

В деревне Легва живет около 800 семей. Век назад здесь проживало лишь несколько десятков семей, но с 1878 года Легва начала расти и крепнуть. Свое имя она получила в наш век благодаря разросшимся здесь инжирным деревьям. Уже и не вспомнить, кто посадил эти деревья, каким образом они размножились, всегда ли приносили плоды. Тень от них замечательная: под ними приятно отдохнуть, спасаясь от летней жары. Раньше эту деревню называли Чехедана. Сейчас это название носит одна из частей Легвы.

Легва когда-то была болотистым и холодным местом. Старики говорили: "Когда в Легву прилетала птичка, она от холода падала и погибала". С тех пор как люди начали ходить из Легвы в Озургеты, деревня начала развиваться, так как озургетский рынок стал доступнее для сельчан.

При советской власти деревня была экономически сильна. Сегодня же все изменилось.

Шота Такидзе, житель Чехеданы, части Легвы, говорит о проблемах деревни: "Нет дороги. Президент хвастается, что строит дороги. Может, и строит, но и деревне нужно уделять больше внимания. Молодежь не работает, как и я. Мне шестьдесят лет, нигде не могу найти работу; и пенсию не получаю - пока не полагается. Безработица - большая проблема. Основным нашим доходом были чай и цитрусы. Сейчас, когда собираем урожай цитрусов, с трудом их продаем".

Читайте также: Грузинские крестьяне между голодом и тюрьмой

Нато Гедеванидзе, жительница Легвы: "Видите, какая у нас дорога. Наше существование можно назвать так: мы не живые и не мертвые".

Легва - самая большая деревня в Кобулетском муниципалитете. Значительная часть ее населения страдает от бездорожья, отсутствия электричества и воды. Местные жители говорят, что уже 4 года из крана не идет вода.

Жительница Легвы Сулико Роква: "Нет воды, света, дороги. Как только подует ветер или пойдет дождь, тотчас отключается электричество. Никому до этого нет дела. Сами что-то ухитряемся делать, помощи ждать неоткуда. Копаем как можем, сеем. Если и пустят воду, пить ее нельзя: мутная. Даже для стирки не годится. Я живу у речки и как-то обхожусь. Народ надеется на дождь: собирают дождевую воду, она прекрасно подходит для мытья головы".

В куда худшем положении ее соседка Нанули Шакарашвили. Ее водопроводные трубы повредили при прокладке дороги, и по сей день не починят. "Четыре года не открывала кран. Сделали ремонт дороги - разломали трубы. Собираем в баки дождевую воду. Питьевую воду вот оттуда, из-за огорода, таскаем и зимой, и летом. В семье 7 человек. Кобулетский староста обещает помочь с водой, но только обещает. Стоит не пропускать его по этой дороге, но что делать - помимо того, что он сосед, он еще и наш родственник", - говорит Нанули Шакарашвили.

Деревенские дороги подлежат ремонту. Электричество подается нестабильно, от этого перегорает бытовая техника.

Чиатйте по теме: VIP-трактор от Михаила Саакашвили

"Заплатила 940 лари за холодильник, который перегорел. Свет то придет, то уйдет. Никто не говорит нам, в чем дело. Мне нужно спуститься в центр, чтобы как-нибудь добраться до управления, а автобусы идут с верхних деревень переполненные", - говорит жительница Легвы Лия Роква.

Руководитель территориального органа управления Легвской волости Ираклий Такидзе говорит, что все беды села уладятся в ближайшие дни. Проблема с водой решится сегодня же. "Она была вызвана длительной зимой и морозами, затем таянием снега и проливными дождями. Они вызвали оползни и бездорожье. Вместе с восстановлением водных сооружений будут решены и дорожные проблемы. Зимой часто приходилось очищать от снега дороги тракторами, что привело к их порче. С понедельника начинаем засыпать дорогу гравием. Что касается электроэнергии, это проблема самого "Энергопро", у которого не приведены в порядок провода, проблемы с переключателями, но это только в двух деревнях. Достаточно отключения в одной, как отключается и в другой. Остальная внутренняя проводка в порядке", - говорит Ираклий Такидзе.