Перед общиной езидов в Армении стоит острая проблема безработицы, из-за чего они начали активно мигрировать. Озабоченность этим фактом в беседе с корреспондентом GTimes выразил глава Союза езидов Армении Азиз Тамоян. Однако эксперт-этнограф Грануш Харатян рассказывает, что принятые в езидском обществе законы не позволяют людям получить образование, что мешает дальнейшей ассимиляции и трудоустройству. Большая часть езидов занимается скотоводством, в основном проживает высоко в горах, где навыки общения с животными и скорейшее вступление в брак приоритетнее образования.
По словам Тамояна, ситуация усугубляется тем, что из-за безработицы многие езиды продают свои дома и навсегда покидают страну, где они имеют реальную возможность развивать свою культуру. "Молодые езиды, закончив учебу в вузах, не могут найти себе работу, самореализоваться в Армении, и вынуждены отправиться за рубеж в поисках заработка", - подчеркнул он, и между тем выразил сожаление по поводу того, что только в Армении созданы все условия для того, чтобы езиды, 3 млн которых проживает по всему миру, развивали свою культуру.
Азиз Тамоян надеется, что власти Армении примут меры для приостановления миграции езидов и решат вопрос их занятости. А чтобы назревшие проблемы езидской общины были более точно представлены армянским властям, Тамоян считает необходимым иметь в парламенте "хотя бы одного депутата-езида". "Нас в Армении насчитывается около 60 тыс. человек (что составляет 3% общего населения страны). Мы - самое большое по количеству национальное меньшинство из всех 11 существующих, и думаю, мы имеем право иметь хоть одного парламентария. Мы также активно приняли участие в карабахской войне 1992-94 годов", - подчеркнул он.
На его взгляд, особо остро стоит проблема в образовательной сфере, особенно в школах, где преподавателей езидского языка очень мало, в основном из-за зарплаты. "Преподаватель езидского языка в младших классах получает 10-12 тыс. драмов (около $ 30), что есть мизерная сумма, и редкие преподаватели соглашаются работать", - признал глава Союза езидов Армении. Как он сообщил, несмотря на большую миграцию в Россию и Европу, езидская община растет в количестве: "Если вначале 2000-х годов нас было приблизительно 52 тысячи человек, то сейчас, благодаря высокой рождаемости, мы насчитываем около 60 тысяч".
Читайте также: Курды спасут Турцию?
Он проинформировал, что в среднем в каждой езидской семье рождается 4-5 детей. Езиды в Армении мало урбанизированы. Они, как подчеркнул Тамоян, в основном живут с 30 селах Армавирской и Арагацотнской областей.
Культура, проблема интеграции и лукавство в цифрах
Известный армянский этнограф Грануш Харатян по поводу численности езидов в Армении придерживается иного мнения. Она приводит следующую статистику: "Согласно данным переписи Армении 2001 года, численность езидов составила около 40 тысяч 500 человек, что соответствует действительности. Я в этом убедилась в ходе моих исследований. 60 тысяч насчитывало совокупное количество езидов и курдов по итогам переписи 1989 года, однако после этого произошла довольно большая миграция езидов из Армении в Россию и Германию".
Последнюю перепись провели в 2011 году, однако ее окончательные данные пока обрабатываются и еще не опубликованы. По мнению Грануш Харатян, при сохраняющихся темпах высокой рождаемости и миграции количество езидов сейчас близко к отметке 42-43 тысячи человек. Что касается вопросов быта и культуры, то езиды в основном проживают в селах, выращивают животных, что во многом и составляет их быт, община довольно закрытая, благодаря чему процент ассимиляции очень низок. "Они в основном занимаются скотоводством, что определяет всю их жизнедеятельность в целом", - сказала Харатян, добавив, что из-за скотоводства грамотность уходит на второй и даже третий план.
Читайте также: Кавказские курды - международные террористы?
С приходом весны езиды семьями, включая детей школьного возраста, поднимают свой скот в горы, а спускаются оттуда осенью. "Дети сильно отстают от школьной программы, что для них не так уж и важно. Езиды так и говорят - ребенок может считать и писать, значит, может продавать сыр, а зачем тогда ему больше учиться? Более того, в ходе моих исследований я выяснила, что до школы подавляющее большинство детей-езидов в селах не знают армянского языка, поскольку они говорят в основном на езидском и мало, или вообще не смотрят телевизор", - отметила Харатян. Только в школе они начинают учить армянский язык, что довольно трудно, поскольку преподаватели не знают езидского языка, и только в четвертом классе детям удается с трудом читать армянские тексты, добавила этнограф.
По сравнению с армянами, езиды намного быстрее выдают замуж своих дочерей. Девочки выходят замуж в 13-14 лет, брак в 17 лет считается "запоздалым и не достойным уважения". "После брака быт езидских девушек не меняется, поскольку они продолжают заниматься скотоводством", - проинформировала Харатян.
Структура езидской общины
Как подчеркнула Харатян, структура езидской общины довольно своеобразна и интересна. Она состоит из трех слоев: пири - высшее духовенство (их очень мало), шейхи - духовные лидеры, и мриты - светское население. Пири в основном занимаются вопросами духовного учения, шейхи же являются духовными наставниками светского населения. Каждая езидская семья имеет определенного шейха-наставника. Между прочим, как подчеркнула эксперт, здесь существуют железные правила по поводу брака: "Строго воспрещаются браки между указанными прослойками. Браки должны происходить внутри этих прослоек".
На ее взгляд, в сохранении указанной традиции очень заинтересованы шейхи, поскольку здесь существует определенная материальная мотивация. "Каждый шейх является духовным наставником отдельной семьи, и он, естественно, не заинтересован в смешанных браках, поскольку во время каждого праздника мриты дарят шейхам довольно щедрые подарки", - подчеркнула она, добавив, что при увеличении количества "смешанных браков" может размываться старый общественный строй, что приведет к уменьшению численности семей мритов.
Езидская община в селах прочно защищена от ассимиляции путем смешанных браков вне общины, поскольку гетто довольно закрытое в этом плане. "В ходе исследования в 2004 году среди 1400 опрошенных езидов я обнаружила только один случай смешанного брака. На то есть две причины: с одной стороны - езидская община не поощряет смешанные браки, а с другой - сами армяне в этом не заинтересованы. Если армянская девушка выходит замуж за езида, она должна безоговорочно принять традиции, быт общины и жить таким образом. В случае если езидская девушка выходит замуж за армянина, то, как правило, она полностью отрывается от общинной жизни", - рассказывает эксперт.
Несмотря на малую урбанизацию езидов, процент их ассимиляции в городах большой, и традиции тут не так устойчивы, поскольку возникает намного больше смешанных браков, на что сами городские езиды смотрят довольно спокойно. "В городах существует и езидская интеллигенция. Здесь они довольно интегрированы. Во времена СССР даже существовала специальная программа по созданию езидской интеллигенции. Это дало определенные результаты и сформировало какую-то прослойку", - отметила Харатян.
Аршалуйс Мгдесян