На фоне заявлений Михаила Саакашвили о том, что Грузия не нуждается в российском рынке для сбыта своей винной продукции, начали происходить странные события.
С одной стороны, лидер Сакартвело постоянно хвастается популярностью грузинских вин за рубежом и намекает на внушительные прибыли от импорта. Но крестьяне нынче то и дело сталкиваются с проблемами при сдаче винограда на перерабатывающие предприятия. Люди в панике, ведь урожай гниет на глазах, а вместе с ним исчезают и надежды прокормить семью. Вот какое совпадение: объем производства снижается, и скоро президентская ложь о том, что Грузии нечего везти в Россию, станет правдой.
Последние вести с ртвели огорчают. Жители села Архилоскало Дедоплисцкаройского района жалуются: сорт ркацители нигде не берут. "Мы были на нескольких винзаводах, в том числе на Цнорском винзаводе, который ближе всего к нам, но виноград там не приняли. Сказали, что у винограда низкая сахаристость, а на самом деле сахаристость составляет 22-23 процента", - возмущается один из селян.
По мнению крестьян, переработчики шантажируют их, чтобы сбить цены. Такая тенденция прослеживается - и не в одном районе. Вот пример ярче некуда: село Патардзеули Сагареджойского района, хороший урожай, собрано 800 тонн. Завод назвал свою цену - 33 тетри (20 центов) за килограмм, но возьмет только 120 тонн. Куда девать остальное?
С каждым днем шансы пристроить виноград уменьшаются, и скупщики это прекрасно знают, но бросать своих сограждан в беде не стесняются. А чиновники закрывают на все глаза и устраивают тематические "урожайные" праздники для прессы. Загляните сейчас в ленты новостей - и легко отличите пропрезидентские СМИ. В них царят радость и ликование, репортажи с праздничных мероприятий и пропагандистские выкладки цифр, по традиции не имеющих никакого отношения к реальности.
А ведь фактически республика переживает кризис. Правительство - по крайней мере, на словах - считает сельское хозяйство одной из важных отраслей национальной экономики. Наверняка тбилисским чиновникам очень не хочется об этом говорить, но выбора у них нет. При СССР на территории Грузии работали промышленные предприятия, но, как и большинство бывших "сестер", она воспользовалась независимостью как возможностью все разорить и распродать.
Американские спонсоры подсадили Сакартвело на дармовые деньги, взамен которых вроде бы требовалось только одно - проводить определенную внешнеполитическую линию. Но ситуация изменилась: в США кризис, им не до помощи меньшим братьям, которые к тому же перестали быть нужными. Теперешних подаяний и кредитов хватает, чтобы озолотить элиту и прикрыть дыры в бюджете пропагандистской дерюжкой.
Виноградный бунт в Сакартвело.
Даже в такой ситуации Михаил Саакашвили органически не способен пойти на экономическое сближение с Москвой. Российский капитал скупает в Грузии все, в чем заинтересован - благо тамошние "экономисты" мать родную продать готовы. Но президент упорно отказывается отождествлять деньги со страной, откуда они текут. Особенно когда речь заходит о вине.
Грузинские вина после введения эмбарго стали символом разрыва отношений между Москвой и Тбилиси. В нынешнем году Кремль сделал шаг навстречу соседям - устами Геннадия Онищенко напомнил им о том, что для возвращения на российский рынок надо лишь оформить заявку и сопутствующие документы. Контрагент поспешил заявить, что Россия издевается и завернет заявку либо сразу же, либо чуть позже - по первому же требованию властей. Поразительно: Саакашвили и его команда обожают провокации, ловко превращают любую информацию в антироссийскую, но упустили такой великолепный шанс. Могли бы малой кровью доказать свою правоту - если уж они в ней так уверены.
Безусловно, политическая составляющая в "винном вопросе" есть, как и во всех вопросах, которые еще остались между Россией и Грузией. Отрицать этот факт - все равно что делать вид, будто в переговорах по ВТО Тбилиси требует от Москвы только лишь соблюдения условий самой организации. Или называть "чистой дипломатией" борьбу сотрудников внешнеполитических ведомств за и против признания Абхазии и Южной Осетии. Или разорять собственный народ, из ненависти к северному соседу обрекая на уничтожение урожай винограда. Это непрофессионально (а Саакашвили все-таки считается профессиональным политиком).
Читайте по теме: Грузинские виноделы не торопятся в Россию.
Российские эксперты уверены в том, что экспортный потенциал винной продукции Сакартвело снижается пропорционально промедлению тбилисских властей. "Грузинское вино - это абсолютный эксклюзив как по сортности, так и по вкусу. Лично мне хотелось бы, чтобы от спекуляций в этом вопросе уже перешли бы к конкретным решениям о возврате этих прекрасных вин на российский рынок", - сказал в интервью GeorgiaTimes коммерческий директор сети алкогольных гипермаркетов VINBERRY Максим Винокуров. По его словам, на сегодняшний день очевидна неспособность Грузии заместить сбыт потерянной в России доли другими рынками.
Российский рынок для кавказской республики уникален не только по объему, но и по потребительскому настрою. "Исторически Россия и страны бывшего союза были основными потребителями грузинских вин. Российский потребитель хорошо знаком с грузинскими винами, уважает грузинскую культуру и историю. И в нашей стране традиционно предпочитают полусладкие вина, а природно полусладкие вина из таких регионов, как Хванчкара и Киндзмараули, всегда были украшением праздничных столов в России", - напоминает Максим Винокуров.
По его словам, политическая составляющая эмбарго сильно преувеличена. В СССР грузинские вина занимали 80 процентов российского алкогольного рынка. Перед введением запрета на их импорт в РФ этот показатель не превышал 4 процентов. "А в современных условиях доля грузинских вин в России может составить всего лишь 2 процента от всего объема рынка. На это может потребоваться около двух-трех лет", - прогнозирует наш собеседник.
Эксперт констатирует: за время действия эмбарго рынок изменился, и грузинским винам придется возвращаться в совершенно другие условия. На протяжении последних пяти лет, несмотря на официальный запрет, вино из Сакартвело все равно просачивалось сквозь российские границы. Конечно же, как отмечает Максим Винокуров, "нелегально - с белорусской маркой, которая имеет упрощенную систему получения разрешения продукции на ввоз".
Читайте по теме: Онищенко надоело лить "Боржоми".
С другой стороны, Москва сейчас активно развивает экономические отношения с Сухумом. При этом Абхазия, на границах которой идет активная торговля грузинским виноградом, производит из соседского сырья собственное вино и поставляет в Россию. На фоне отсутствия некогда любимых россиянами грузинских вин абхазская продукция быстро завоевывает популярность в России, объяснил эксперт в интервью GeorgiaTimes.
Еще бы торговля виноградом на границе с бывшим анклавом не активизировалась. Грузинские-то заводы не желают входить в положение соотечественников. Связь между нынешним критическим положением селян и нежеланием тбилисских властей идти на контакт с Россией четко сформулировал лидер партии "Свободная Грузия" Каха Кукава. Он встретился с жителями села Гавази Кварельского района и выслушал их жалобы на беспредел, устроенный закупщиками. Крестьяне уже доведены до предела: они требуют установить ценовой минимум в 60 тетри (около 40 центов) за килограмм винограда и угрожают в противном случае вырубить виноградники. В этом пугающем ультиматуме есть логика. Зачем создавать иллюзию, что в республике поддерживается древняя и прибыльная отрасль сельского хозяйства, если на самом деле ее планомерно втаптывают в грязь?
Чиновники успокаивают: все истории о гниющем ркацители лживы, их придумали оппозиционеры и русские. Но кого обманывать? Крестьянам не до чтения газет, они мечутся в попытках сдать урожай. Власти могут сколько угодно рапортовать о закупочных ценах в 60 тетри. Они же сами виноград не выращивают, не сдают, не боятся нищеты и голода. И приведенный Кахой Кукава аргумент - что закупочные цены вырастут после возвращения отрасли на российский рынок - руководству страны безразличен.
Читайте также: Сакартвело под мухой.
Точнее, оно видит происходящее по-своему. Саакашвили признал, что со сдачей винограда есть проблемы. Но вину свалил на переработчиков, которые якобы купили собственные виноградники и больше не нуждаются в сырье. Получается, виноваты и сами селяне, раз не сообразили вовремя. Президент посоветовал им переориентироваться на туризм, который официально считается приоритетной отраслью национальной экономики, - самим понемножку делать вино, заманивать приезжих и на них зарабатывать.
Звучит заманчиво. Но, увы, у лидера Сакартвело невеликий опыт по части заработков. Иначе он давал бы своим финансистам дельные советы, как расплатиться с кредитами МВФ и Всемирного банка. Развивать туризм - неплохой план, но он требует колоссальных инвестиций, найма зарубежных специалистов, а главное, времени. Винная же промышленность может принести реальные деньги в реальный срок. Не завтра, конечно. И не такие крупные суммы, как грузинский президент получал из Вашингтона. И не без проблем. Но, как говорится, просто только кошки родятся. Если панически бояться трудностей и "назло бабушке отмораживать ушки", то господину Саакашвили пора заняться разведением кошек. Они, говорят, и на нервную систему положительно влияют.