Мужчина и женщина

Сакартвело выпускает газ на волю

Сакартвело выпускает газ на волю. 22167.jpegПрограмма масштабной приватизации в Грузии снова набирает обороты. Парламент инициировал поправки в существующее законодательство, чтобы сократить государственную долю в Корпорации нефти и газа на 24 процента. Оппозиция лютует: если правительство будет вести экономическую политику подобными темпами, вскоре уже вся страна, а не только ее значительная часть, будет стоять на международной паперти с протянутой рукой. Энергообъекты и контроль над ними остаются чуть ли не единственной гордостью кавказской республики. И теперь опять спустить все с молотка?

Заместитель министра энергетики и природных ресурсов Нино Эндукидзе приготовила комитету отраслевой экономики специальный подарок - соответствующий законопроект, согласно которому доля государства в Корпорации нефти и газа сокращается с 75 процентов до 51. Под угрозой продажи оказались Грузинская международная нефтяная корпорация, Грузинская международная газовая корпорация, осуществляющая управление магистральным газопроводом, и "Грузнефть".

В 2006 году, на первой волне приватизации, грузинское правительство уже пустило с молотка девять энергообъектов стоимостью 119 миллионов долларов. Тогда государственная компания РАО "ЕЭС России" приобрела ряд интересных лотов, увеличив свое экономическое присутствие в регионе и взяв под контроль транзит электричества в Абхазию и Армению. И сейчас является самым крупным иностранным инвестором в грузинской энергетике. Так, в его активе энергосеть столицы Грузии - АО "Теласи" и два энергоблока "ТбилГРЭС" общей мощностью 600 мегаВатт. Кроме того, РАО "ЕЭС России" управляет двумя ГЭС - "Храми-1" и "Храми-2", общая мощность которых составляет 240 мегаВатт.

Читайте также: Грузия подсядет на газовую иглу

Хоровод приватизации начался еще с магистрального газопровода "Север-Юг", который грузинские власти и рады бы продать, да им, как плохим танцорам, постоянно что-то мешает. А тем временем транзитная труба изнашивается, деньги на модернизацию, выделенные Госдепартаментом Соединенных Штатов Америки, утекли в неизвестном направлении, и шансы, что Грузия сохранит контроль над стратегическими объектами, тают с каждым днем. Ее упрямство в желании продлить блокаду Армении в конечном итоге обернется для правительства кавказской республики разбитым корытом.

Итак, поправки предполагают изменение процедур приватизации национальных объектов, что позволит вынести миноритарный пакет акций государственных компаний на международные биржи. И немудрено, что это вызвало праведный гнев оппозиции. "Непонятна политика правительства в отношении энергообъектов. Я думаю, что должны существовать определенные гарантии государства для таких объектов, и поэтому необходимо, чтобы представители правительства пришли в парламент и подробнее объяснили нам, что последует за этим", - заявил представитель Национал-демократической партии Гурам Чахвадзе. Беспокойство по поводу государственной собственности немного удивляет. Ведь даже после продажи части акций контрольный пакет все равно остается в руках властей.

Еще один депутат от оппозиции, Георгий Цагареишвили, напомнил правящей партии, что акции, выброшенные на международные биржи, может приобрести любое юридическое лицо, в том числе и связанное с Кремлем: "В каких отношениях мы с Российской Федерацией, объяснять не буду, все хорошо знают. Именно этого мы и боимся. И еще того, что и другие страны, которые не отличаются дружелюбностью к нам, проявят интерес к важным пакетам акций наших компаний".

Читайте по теме: "Газпром" может лишить Тбилиси газовой эйфории

Действительно, среди заинтересованных покупателей есть азербайджанская компания SOCAR, дочернее предприятие "Газпрома" - "АрмРосгазпром", а также казахские газовые корпорации. И, разумеется, Турция, которая проявляет недюжинный интерес к грузинским территориям, а потому ведет по отношению к ней открытую экономическую экспансию. Но если торги пройдут на бирже, то крайне маловероятно, чтобы все предлагаемые акции попали в руки одной компании, даже если она предложит очень высокую цену. Таким образом, каждому потенциальному инвестору достанется от 2 до 5 процентов всего пакета, что не слишком привлекательно с точки зрения будущих дивидендов.

Единственным преимуществом являются политические рычаги влияния. Потому что грузинские компании не удовлетворяют никаким стандартам, они абсолютно непрозрачны. Инвестору непонятно, что за кота в мешке он приобретает, и какую выгоду из него можно извлечь. Ввиду всех факторов становится очевидно, что реальный интерес может быть геополитический, и акции привлекательны только для политиков. Посему при приобретении миноритарного пакета Корпорации нефти и газа государственными или частными компаниями Азербайджана блокада Армении только усилится, а вот если Ереван приложит усилия для покупки, то интересы Баку в регионе будут отодвинуты далеко на задний план. Для самой же Грузии это просто очередной способ заработать хоть какую-то сумму для того, чтобы окончательно не протянуть ноги.