Фильм голливудского режиссера Ренни Харлина "Пять дней в августе", пытавшегося рассказать о вооруженном конфликте в Южной Осетии с точки зрения официального Тбилиси, провалился в американском прокате. Что и неудивительно: эта поделка по определению не могла вызывать положительного отклика у придирчивого заокеанского зрителя. Так что попытка грузинского руководства заставить простого обывателя встать на его сторону закончилась сокрушительным поражением - как и печально знаменитая "пятидневная война".
"Первой жертвой войны является правда". Именно этой цитатой американского сенатора Хирама Джонсона и предваряется фильм "Пять дней августа". В свое время его создатели прочили своему произведению замечательное будущее в зарубежном прокате. Утверждалось, что граждане США, внезапно воспылавшие любовью к маленькой кавказской стране, толпами повалят в местные кинотеатры. Неясно, насколько авторы таких заявлений были искренними.
Но на днях стало очевидным, что судьба картины оказалась ещё печальнее, чем предсказывали даже самые ярые её критики. Выяснилось, что по всей Америке, славящейся своей индустрией кино, демонстрируются всего две копии произведения Ренни Харлина. И в сумме за прошедшие выходные они принесли жалкие 6400 долларов. К тому же премьера фильма в Нью-Йорке омрачилась скандалом: более половины зрителей покинули зал во время сеанса. А на второй показ пришло и вовсе около десятка человек.
Ладно, предположим, что картина "Пять дней в августе" просто пока не нашла своего зрителя. Часто ведь случается так, что гениальные фильмы не могут сразу отыскать отклика в сердцах массового потребителя и получают достойную оценку только по прошествии времени. Но дело ещё и в том, что весьма влиятельные американские журналисты, которых трудно заподозрить в излишней любви к России, не нашли в этой картине ничего достойного. Так, Джошуа Китинг в своей рецензии, опубликованной в издании Foreign Policy, отмечает, что "актеры играют очень неровно и неубедительно", а зрителя, как и в период холодной войны, пытаются "накормить злобными русскими".
В свою очередь Джошуа Фауст из "The Atlantic Monthly" описывает свои впечатления от фильма ещё более жесткими фразами. Он отмечает, что "Пять дней в августе" "даже не претендует на нейтральность, сбалансированность и справедливость". "Все грузины в нем отменные солдаты-профессионалы. Все русские - грязные и кровожадные психопаты, получающие удовольствие от жестокой резни ни в чем не повинных мирных жителей", - пишет автор.
"Концепция начала войны полностью противоречит отчетам ОБСЕ и ЕС о том, как эта война начиналась. Грузия в этом фильме заинтересована в дипломатическом решении спора; а эти ужасные русские, прячась за спинами гражданского населения, нападают на мирные грузинские села... Нет ни слова о российских миротворцах, убитых в Южной Осетии грузинами еще до официального начала боевых действий, хотя это была важнейшая причина, заставившая Россию ввести туда свои войска", - добавляет Фауст.
Посетители одного из самых популярных и влиятельных сайтов о кино imdb.com также не в восторге от второсортного боевика. Его создателей называют достойными продолжателями дела Йозефа Геббельса и других классиков нацистской пропаганды. Частенько в рецензиях пользователей проскакивает имя знаменитого героя боевиков Джона Рэмбо, но совсем не в комплиментарных тонах. Просто, по мнению авторов некоторых комментариев, его-то и не хватает пропагандистскому произведению Харлина для того, чтобы абсолютно точно воспроизводить все клише фильмов про "плохих русских", столь популярных во время холодной войны.
Конечно, Ренни Харлину стоит отдать должное: он с большим чувством пытался передать красоту Грузии. Всё тот же Джошуа Фауст даже оценивает его смакование видов одного из красивейших регионов Кавказа как "страсть давно забытого любовника". Вот только финского режиссера - как, впрочем, и остальных членов съемочной группы - скорее стоит сравнить с альфонсом, который попытался выбить из обеспеченной, но лишенной ласки дамочки побольше денег. Правда, вот "обеспеченной" Грузию вряд ли можно назвать. Но нынешние власти республики настолько обуреваемы желанием нанести России как можно больше вреда, что не считаются с тратами, несмотря даже на дырявый бюджет.