Президент Грузии Михаил Саакашвили не раз демонстративно подчеркивал, что, дескать, является последователем святого царя Давида Строителя. И на могиле-то его Мишико клялся, и на веротерпимость его ссылался, и чего только не было. В реальности же, как обычно, все оказалось совсем по-другому. Слова у Саакашвили неумолимо расходятся с делом. Все поступки нынешних грузинских властей нацелены на то, чтобы разрушить наследие, переданное от святого правителя.
Что общего у святого царя Давида Агмашенебели (Строителя), радетеля и собирателя грузинской земли, и Михаила Саакашвили? Ничего. Давид отвоевывал и приумножал территорию Сакартвело - теперешний президент потерял огромную часть страны. Давид создал боевую, побеждающую армию - а нынешние вооруженные силы драпают от противника при первом удобном случае. Царь дружил с Церковью и сделал ее мощной союзницей государства - а у Мишико с патриархом Илией II сплошной раздрай.
Тем не менее, грузинский президент то и дело ссылается на Давида Строителя, всячески пытаясь выставить себя его правомочным преемником. По счастью, в жилах Саакашвили царская кровь не течет. Иначе такой "потомок" был бы настоящим комом грязи на славной памяти Давида. Однако Мишико в своих речах по поводу и без повода упоминает святого царя. То свою религиозную неразборчивость оправдает давидовой веротерпимостью, то Тину Канделаки убеждает, будто для истории он не менее ценен, чем Давид.
"Наша ночная встреча вылилась в очень серьезный политический спор. Еще тогда он убеждал меня в том, что он исторически равноценен Давиду Строителю. Я же говорила о том, что Давид Строитель построил Грузию, а Саакашвили ее разрушает. Мы с ним долго спорили, и я наблюдала за ним часа четыре. Я не психиатр, чтобы ставить диагнозы, но гипертрофированное тщеславие, помноженное на гипертрофированное самолюбие и очень, мягко говоря не устойчивую нервную систему - не самые лучшие советчики для президента",- написала после беседы с Саакашвили в своем ЖЖ Канделаки.
К сожалению, равнение на великого царя довело Саакашвили не до глубокого понимания того, каким должен быть настоящий грузинский лидер, а до банальной зависти. Поэтому еще несколько лет назад памятник царю в Тбилиси и перекочевал с центральной площади Республики на окраину города. Чтобы глаза не мозолил. Борьба с безмолвными постаментами ужасно вдохновила грузинского президента, и "подвиг" вскоре был повторен. Переносом дело, увы, не обошлось, и в Кутаиси был взорван Мемориал Славы участникам Великой Отечественной войны. Что и говорить, великое деяние, достойное "последователя" Давида.
На то что президент страны ведет политику, в корне отличающуюся от той, что вел в свое время великий царь, в конце концов обратила свое внимание оппозиция. Последней каплей, переполнившей ее терпение, стал переезд парламента из Тбилиси в Кутаиси. "Уход" власти из столицы настолько противоречит деяниям святого Давида, что лейбористы заявили: это - однозначное свидетельство, что нынешнее грузинское руководство пытается разрушить все, чего достиг царь.
"Перенос памятника Давида Строителя из центра Тбилиси и перенос парламента из Тбилиси в Кутаиси напрямую связаны с борьбой против величайшего грузинского царя, - заявил председатель кутаисской городской организации партии Самсон Гугава. - Давид Строитель перенес столицу из Кутаиси в Тбилиси в знак силы. А власти поступают наоборот. Призываем руководство прекратить антигрузинские действия, которые вызывают ослабление Тбилиси".
В самом деле, если глядеть со стороны, то создается впечатление, что грузинские власти бегут из Тбилиси, как крысы с тонущего корабля. Парламент перебросили в Кутаиси, Конституционный суд - в Батуми, и в Грузии внезапно оказалось несколько столиц. Саакашвили об этом говорил с восторгом, но вряд ли такие действия понравились бы царю Давиду, который освободил Тбилиси от четырехсотлетнего плена и вполне осознанно перенес столицу из Кутаиси именно на ее нынешнее место.
Теперь же власти затеяли обратный процесс и "разъяли" управление страной по разным городам. Как можно не видеть, что подобный распад сильнейшим образом ослабляет единство Грузии, отнимая у нее центр - непонятно. Позиция Давида Строителя была логична и понятна: один царь, одна столица - символ великой победы над сельджуками. Но Саакашвили, наверное, считает себя намного умнее Давида.
Конечно. Ведь за царем не стоял хозяин из далекой заморской империи, и сам он не смотрел в сладких снах, как вступит на правах "шестерки" в Европу. Царь Давид видел в своих мечтах одну лишь Грузию, мощную, единую, великую Грузию, и шел к этой цели, ничуть не заискивая ни перед кем и не выполняя ничьи указания.
А Мишико без сомнений меняет подлинное величие и независимость на подачки ЕС, милость Штатов и более чем сомнительные перспективы вступления в НАТО. Европе и США сильная и независимая Грузия не нужна. Ведь тогда она уже не будет плацдармом для антироссийских шпилек и поставщиком "пушечного мяса" для НАТОвских авантюр. Им-то как раз удобно, что Сакартвело будет "обезглавлено".
Что ж. История, конечно, рассудит, кому какое место. Но царь Давид уже навсегда вошел в нее - с нимбом и мечом. А от нынешнего президента что останется? Многочисленные фотографии зажеванных галстуков?