"Саперави", "Хванчкары", "Киндзмараули" и "Боржоми" нет на российских прилавках уже давно. Всему виной - строптивость руководства Сакартвело, которое не хочет идти на контакт с Москвой для возобновления экспорта, рассчитывая покорить рынки США и Китая и заявляя о том, что вина для поставок в Россию якобы не хватает. Получается это, мягко говоря, со скрипом. Недаром грузинский винодел Мухран Георбелидзе не так давно заметил: "У нас вина более чем достаточно". По его словам, после наложения эмбарго компании республики попросту не знают, куда деть 80 процентов нереализованного алкоголя. Оппозиция, в свою очередь, тоже утверждает, что после того, как Россия запретила ввоз продукции из Сакартвело, у местных заводов возникли серьезные проблемы. При том, что одни предприятия работают не на полную мощность, а другие вовсе закрылись.
Читайте также: "Хванчкара" утекает в Китай
Поняв, что ждать шага навстречу от руководства республики бессмысленно, представители несогласных, лидеры "Свободной Грузии" Каха Кукава и Гиоргий Цанава, приняли решение начать свой диалог с Россией по "винному" вопросу. Еще бы, ведь многие в РФ уже успели соскучиться по вину и минералке, которые в свое время были самыми популярными на просторах Советского союза.
Как заявил по итогам встречи с оппозиционерами глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, российская сторона назвала условия, при которых пищевая продукция, безалкогольные и алкогольные напитки из Грузии могут вернуться на российский рынок. "Мы договорились о том, что на уровне бизнеса и на экспертном уровне будут проведены переговоры об условиях поставок грузинской продукции на территорию РФ", - отметил он, добавив при этом, что главные среди них - это соблюдение российского законодательства и норм, касающихся безопасности пищевой продукции. Онищенко также подчеркнул, что у продукции из Грузии есть реальный шанс вернуться в Россию. "Иначе для чего разговаривать?", - добавил он.
Читайте также: Саакашвили утопил истину в вине
Чем завершатся переговоры, сказать пока сложно. Как известно, еще в марте Геннадий Онищенко не исключал отмены эмбарго в отношении Грузии. "Если будет импульс от ассоциативных организаций грузинского бизнеса, мы готовы рассматривать этот вопрос, но критерий один - качество", - подчеркнул он, оговорившись, что сначала российские специалисты должны оценить предприятия и провести лабораторный контроль продукции. Да и российское внешнеполитическое ведомство выражало готовность предоставить грузинским товарам прежний режим преференции. С тех пор дело не сдвинулось с мертвой точки. Правда, последний визит представителей "Свободной Грузии" дает определенную надежду на то, что к концу года вопрос решится положительно. По словам Кахи Кукава, вино и минеральные воды будут лишь первым шагом, а приоритетом его партии является восстановление экономики страны, что возможно только в условиях роста экспорта. "Главный потенциал связан именно с рынком СНГ, так как даже в условиях эмбарго этот рынок превышает экспортный потенциал Грузии на европейский, и, тем более, американский рынок, - сказал он. - Жаль, что главным барьером урегулирования экономических отношений с Россией сегодня уже представляется не российская, а грузинская власть".
Корреспондент GeorgiaTimes связался с Кахой Кукава и попросил его оценить перспективы возвращения грузинской продукции на рынок России. Оппозиционер дал понять, что стандарты и условия экспорта, озвученные Геннадием Онищенко, универсальны для любых импортных продуктов, ввозимых в РФ. "Могу сказать, что встреча с ним была очень конструктивной, - отметил оппозиционер. - Есть юридические механизмы и технические процедуры для организации экспорта. И следующим шагом должны стать уже прямые переговоры с грузинскими виноделами, которые, думаю, мы сможем организовать с Роспотребнадзором уже в ближайшее время".
Отвечая на вопрос о том, станет ли официальный Тбилиси политизировать этот вопрос, Кукава выразил уверенность, что так и будет. "Наше руководство уже не раз обвиняло Россию в антигрузинской политике, но в последнее время в республике появилась следующая позиция: если власти не могут экспортировать продукты на внешние рынки, то зачем нам такие правители? - подчеркнул наш собеседник. - Поэтому, так или иначе, грузинское руководство, нынешнее или будущее, будет эффективно лишь в том случае, если найдет способ, как поставлять товары на другие рынки. А объяснений, почему это невозможно и кто виноват, грузинским избирателям уже не нужно".
Что ж, если Саакашвили и его команда упустят шанс поправить дела в экономике республики и на этот раз, то электорату правителя Сакартвело это вряд ли понравится. А ведь на носу парламентские и президентские выборы, Михаил Николаевич.