В последнее время тема китайских перспектив Сакартвело поднимается в прессе все чаще. Так, в начале апреля грузинские СМИ со ссылкой на заместителя министра экономики и устойчивого развития Грузии Арчила Кекелия сообщили, что в ходе визита чиновника в Поднебесную он обсудил с тамошними бизнесменами и прямые авиарейсы с Пекином, и рост экспорта грузинского вина, и сотрудничество в области энергетики, сельского хозяйства, фармацевтики и транспорта.
Кекелия рассказал, что правительство Китая утвердило очередной пятилетний план экономического развития, который предусматривает вложение миллиардов за границей. "Мы пытаемся привлечь часть инвестиций в Грузию, тем более что в нашей стране созданы все предусловия для того, чтобы китайский бизнес чувствовал себя хорошо, - отметил он. - Если все пойдет так, как мы планируем, то несколько сотен миллионов долларов будут вложены в Грузию".
Каково иностранным бизнесменам в Сакартвело - могут рассказать израильтяне Рони Фукс и Зеэв Френкель, а также турок Ияман Чагатай. Первые двое уже приговорены судом к солидным срокам заключения, ну а судьба Чагатая должна решиться в ближайшее время. Вряд ли, узнав о том, как расправляются с долгожданными инвесторами, китайские предприниматели сразу накинутся на грузинскую экономику.
Но, похоже, правительство республики решило бороться за Пекин всеми возможными способами. На этой неделе стало известно, что Минэкономики Грузии займется координацией рабочей группы, которая будет заниматься вопросом увеличения экспорта грузинского вина в Китай, передает "Новости-Грузия". На встрече с руководителями двадцати винодельческих компаний тот же Арчил Кекелия еще раз подчеркнул важность освоения китайского рынка и даже дал понять, что уже намечен конкретный план. Однако еще одно высказывание заместителя Вероники Кобалия заслуживает особого внимания. По словам Кекелия, в течение прошлого года спрос на грузинское вино в Китае превысил миллион литров, а через пару лет этот показатель должен удвоиться.
Откуда взялись эти цифры - непонятно. В конце прошлого года некоторые издания сообщали, что лидером по закупкам вина из Грузии стала Украина - почти 7,5 миллионов бутылок. На втором месте оказался Казахстан - около двух миллионов. Далее шли Белоруссия (1,2 миллиона), Польша (900 тысяч) и Латвия (600 тысяч). Китая в этом списке не было в помине. И, по мнению экспертов, быть не могло. Дело в том, что грузинская экономика продолжает оставаться зависимой от рынков СНГ. Шутка ли - внешнеторговый оборот с Содружеством достигает сорока процентов. Но есть и еще одна возможная причина непопадания Китая в список главных экспортеров вина - ошибка специалистов из небезызвестной статистической службы Грузии.
Так или иначе, сейчас, когда у грузинской продукции появляется реальный шанс вернуться на российский рынок, заявления Кекелия звучат довольно неоднозначно. Как известно, не так давно главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко не исключил отмены пятилетнего эмбарго в отношении Грузии. "Если будет импульс от ассоциативных организаций грузинского бизнеса, мы готовы рассматривать этот вопрос, но критерий один - качество", - подчеркнул он, добавив при этом, что сначала российские специалисты должны оценить предприятия и провести лабораторный контроль продукции.
В сложившейся ситуации Тбилиси мог бы всерьез задуматься о налаживании торговых связей с Россией и начать прорабатывать шаги в этом направлении. Ведь у "большого соседа" вино и минералка из Грузии всегда были в почете. Тем не менее, акцент почему-то делается на Азию. И хоть председатель департамента "Лозы и вина" Василий Манагадзе заявляет, что увеличение экспорта грузинской продукции в Поднебесную растет из года в год, а главной целью все же не является замена российского рынка китайским, верится в эти слова с трудом. Русофобия, охватившая власти республики, и нездоровое желание Михаила Саакашвили всячески отмежеваться от контактов с Москвой говорят о том, что на борьбу за китайский рынок будут брошены большие силы. Что ж, теперь слово за Пекином.