Годы идут, а проблемы в Грузии остаются неизменными. Об одном и том же день за днем твердят компетентные, да и просто небезразличные люди. Но ничего не происходит. Как два года назад Патриарх призывал спасать сельское хозяйство, так призывает и сейчас. В своем пасхальном послании Илия II говорит: надо возрождать интерес народа к земле. Собственно, он просто повторяет слова, сказанные на Рождество-2009. Власть глуха - к экспертам, к своему народу, к Церкви.
Власть Грузии похожа на глухого аспида. Именно так в Ветхом завете называет ядовитую и безразличную к звукам музыки змею псалмопевец Давид. Это библейское сравнение особенно уместно, если понимать, что "верха" Сакартвело не слышат не только экспертов и свой народ, но и Церковь. Как ни взывает она устами своего патриарха к грузинским властям, как ни пытается привлечь их внимание к насущным проблемам страны - все тщетно. Годы идут, а к лучшему ничего не меняется. Только к худшему.
Одну из важнейших для Грузии тем поднял патриарх Илия II в своем пасхальном послании. Он затронул вопрос развития сельского хозяйства. Но не так, как это делают экономические эксперты. Патриарх напрямую увязал интерес людей к земле со здоровой нравственностью и моральными устоями в стране.
"Для семейной крепости имеет большое значение создание хотя бы элементарных социальных условий и моральной среды. Первый фактор, в основном, определяется экономическим положением страны. Думаю, что для улучшения экономического положения государства и, в частности, семьи полезной будет забота о развитии сельского хозяйства. Я говорил раньше и повторю вновь - необходимо наладить производство экологически чистых продуктов, позаботится о сохранении местных сортов, и, что и говорить, вернуть интерес народа к земле. Было бы хорошо, если бы этот процесс поддержало правительство и способствовало этому посредством дотационных и многолетних льготных кредитов, как это осуществляется и сегодня в западных странах, несмотря на их развитость", - говорится в пасхальной эпистоле патриарха.
Надо сказать, что сельское хозяйство для Церкви - это не просто одна из составляющих экономической сферы. Недаром
"Вино и хлеб для наших предков, помимо своего обычного значения, связывались с плотью и кровью Спасителя, и у грузинского крестьянина к ним было особенное отношение", - сказал в 2009 году патриарх.
И отметил тогда, что крестьяне теряют интерес к выращиванию лозы, потому что не видят потребности в урожае, не могут продать его за достойные деньги. Что изменилось за эти годы? Да ничего. Слова Илии II о спасении и развитии сельского хозяйства, произнесенные на Рождество-2009, более чем актуальны и по сей день. А призыв к сохранению местных сортов - это практически прямая цитата из послания двухгодичной давности. Грустно признаться, но не стоило и переписывать эпистолу: год за годом патриарху приходится говорить одно и то же.
Церкви очевидно: должен быть свой виноград и своя пшеница. Ибо как бы хороши ни были заморские семена, на грузинской земле они не приживутся именно в силу своего инородства. Эксперты соглашаются, приводя ряд разумных обоснований: зарубежные гибриды непредсказуемо поведут себя на почве Сакартвело, неизвестно, какое влияние они оказывают на людей, есть риск, что урожая не будет... А с точки зрения Церкви, наверное, все еще проще: привить любовь к земле может лишь то, что на этой земле родилось. Много лет должно пройти, чтобы чужое стало родным. И Илия II понимает: сплотить народ и дать ему силы развиваться может лишь традиция.
Но грузинские власти считают, что в отрыве от традиций нет ничего страшного. Ну, подумаешь, вместо чая выращивать чернику, а вместо барашков - крокодилов с лягушками. Ведь это так по-европейски, так современно и модно! И бросают власти сельское хозяйство на растерзание экспериментаторам всевозможных мастей. А естественные для Грузии культуры начинают потихоньку загибаться.
И вот уже крестьяне Сакартвело теряют свое "особое отношение" к пшенице и лозе. А из этого неумолимо следует, что пропадает духовная составляющая сельского труда. Ведь столетиями крестьяне приносили в церкви именно вино и хлеб для причастия. Эксперименты Минсельхоза ведут к разрушению духовной идентичности страны, ни больше, ни меньше.
В послании патриарха также сказано, что
Если ставить моральную среду в прямую зависимость от "верхушки", то не приходится удивляться горьким словам, сказанным Илией II в том же послании. "Стало обычным делом обнародование семейных аномалий... Никто не обучает хотя бы тому, что аборт и избавление от собственного ребенка, или же создание т.н. института "суррогатных матерей" - тяжелейшее преступление, которое очень трудно искупить". Но разве приходится ждать защиты нравственности от людей, которые всю свою политику строят на лжи и аморальности?