С тех пор как российские рынки закрылись для грузинского вина, крестьяне Сакартвело со страхом ходят в приемные пункты заводов и винных компаний. Боятся услышать однажды, что их труд пропал даром, виноград никому не нужен, как и изготавливаемый из него напиток. Именно такая беда настигла мирных жителей в Раче. Они остались без едва ли не единственного источника дохода. Однако сегодня Минсельхоз развеял их страхи, списав временное нежелание заводов принимать янтарную ягоду на дождливую погоду.
Многие, наверное, знают анекдот про солдат в советской армии Касрадзе, Насрадзе и Сирадзе, которые оказались с Рачи. Но немногие знают, что в этом горном регионе, соседствующем с Россией и Южной Осетией, растет тот уникальный сорт винограда, из которого делают самую настоящую «Хванчкару». Поэтому новость, что заводы в Раче перестали принимать ценную ягоду у крестьян, не на шутку всполошила всех любителей возлияний в Грузии.
Однако сегодня министр сельского хозяйства Грузии Бакур Квезерели успокоил общественность: никаких проблем с приемом винограда у населения в регионе Рача нет.
До этого грузинское радио «Коммерсант» сообщало, что селяне сами пожаловались редакции на закрытые приемные пункты и внезапно заглохшую «горячую линию».
Виноград переспел. Пошли дожди, и ягоды на плотно усыпанных кисточках начали гнить. Урожай испортился, а люди остались без доходов.
Один из жителей села Кистаури Отар Саакашвили был арестован, когда пытался выяснить, почему винная компания "Бадагони" перестала принимать виноград. Он обратился к главе администрации Ахметского района Кобе Майсурадзе, а тот назвал посетителя "лжецом и провокатором". Полиция обвинила Отара в нарушении общественного порядка, а суд назначил ему наказание в виде пяти суток ареста.
Между тем, проблему признал даже заместитель губернатора края Ростома Цхведиани. Он развел руками и посоветовал крестьянам самим давить вино. Не выбрасывать же его, в конце концов, козам и баранам, хотя они и сказали бы за это огромное спасибо.
Цхведиани объяснил журналистам, что дожди понизили сахаристость винограда. Из такого материала ничего, кроме пресловутых окруашвилевских «фекальных масс», не выйдет. В лучшем случае - кислый компотик с мизерным содержанием спирта. Поэтому винные компании не хотят платить по три лари за килограмм сырья, «Хванчкару» из которого будет весьма проблематично продать.
Так неужели ничего этого не было: ни закрытых приемных пунктов, ни объяснений Цхведиани, а все это - сплошная оппозиционная диверсия радиостанции?
Было, но не в таких ужасных масштабах, заверил GeorgiaTimes пресс-секретарь министерства сельского хозяйства Грузии Георгий Чадунели.
- Там проблема была только в том, что дней пять шел дождь. В такую погоду не рекомендуется собирать виноград, и никто этого не делает. После того, как погода улучшилась, там беспрерывно идет прием винограда. Даже в эти минуты. Там находятся представители министерства и содействуют крестьянам в сдаче винограда.
По словам Чадунели, в регионе работают три винных завода, в том числе Хванчкаринский и Бугеули. Помимо них приемом винограда занимаются специализированные компании. Так, «Бадагони» сообщает, что закупила в Раче 20 тонн превосходного винограда по 3 лари за килограмм.
А вот «Телиани вели» в нынешнем году проигнорировала крестьян Рачи. По словам генерального директора Шота Хобелия, компания будет делать «Хванчкару» из винограда урожая прошлого года.
Месяц назад в другом регионе Грузии - Кахетии - сложилась похожая ситуация. «Телавский винный погреб» сократил закупки, а «Киндзмараульский погреб» и вовсе решил обойтись без помощи населения. Еще несколько заводов не просто отказывались принимать новый урожай, но и вступали из-за этого в противостояние с полицией.
Информационный центр в Кахетии сообщал, что на заводах даже появились полицейские. Патрулям было вменено в обязанность круглосуточно дежурить на предприятиях, чтобы те не смели отказываться от крестьянского урожая. «Интересы государства просты - свести до минимума недовольство кахетинских крестьян, чтобы они не вылились в социальный бунт», - описывал эту «спецоперацию Ртвели-2010» «Голос Америки».
- Это обыкновенная дезинформация, - заявляет Чадунели. - Наоборот, в этом году, как и в прошлом, спрос на виноград был очень высоким, особенно на белый. И заводы начали принимать виноград очень рано - с конца августа, что вообще является прецедентом. В южных районах виноград поспевает как раз в конце августа. В этом году процесс его приема на заводы шел очень гладко.
На наше замечание о том, что про сложности в переработке урожая сообщала дружественная Грузии радиостанция, пресс-секретарь Минсельхоза на чистом русском языке сказал: «Я не знаю, что говорит «Голос Америки», но прекрасно знаю обстановку в Кахетии».
Хотя в Минсельхозе не афишируют, в какое трудное положение поставила страну антироссийская политика Михаила Саакашвили, известно, что производство вина в Грузии после 2006 года упало почти в десять раз. Это значит, что специализировавшиеся на винограде крестьянско-фермерские хозяйства оказались перед выбором - либо влачить жалкое существование, либо вырубать виноградники и пытаться выращивать то, что можно продать не только на постсоветском пространстве. На Западе пользуются спросом лесные орехи, крокодилы да лягушки. Экзотические сады и фермы стали признаком европеизирующейся Грузии.
От идеи увеличить экспорт вина грузины тоже пока не отказались. Они запатентовали марки, которые производятся из сортов винограда, растущих только в определенной местности. И пытаются продвинуть свои компании в странах, куда любят ездить российские туристы, например в Турцию.
А пока виноград в Грузии - один из самых дешевых продуктов. Чтобы его производители вконец не разорились, государство ввело субсидии крестьянам. В этом году за килограмм "Саперави», сданный на завод, доплачивают 25 тетри, а за кило "Ркацители" - 15 тетри. Всего на эти цели из бюджета будет потрачено 6,1 миллионов лари. Вернутся ли они в виде налогов от продажи готового продукта - это уже не крестьянская забота. Селяне свое дело делают хорошо. А вот правительство ставит внешнеполитические пристрастия выше вопросов благосостояния народа и должно это компенсировать.