Инакомыслие в современной Грузии наказуемо. Как бы ни хотелось верить в расцвет грузинской свободы и демократии, вчерашняя расправа над главой регионального телеканала «Триалети» Джони Нанеташвили убеждает в обратном. Полицейские избили журналиста на глазах у прохожих, не имея на то никаких оснований. Правозащитники из Ассоциации молодых юристов сообщили, что будут добиваться наказания виновных. Брат и соучредитель телекомпании Бадри Нанеташвили рассказал GeorgiaTimes, за что власти ненавидят «Триалети».
За три дня до нападения полицейских на Джони Нанеташвили, генерального директора горийской телекомпании «Триалети», в ее эфире прошел очень критичный сюжет.
На центральной площади города местные власти устроили большой праздник. Люди радовались и кутили. Гуляния были показаны телеканалом с постскриптумом о «пире во время чумы». В этот день в Грузию доставили тела четырех погибших в Афганистане солдат, двое из которых - уроженцы Гори. Это жертвы желания Михаила Саакашвили выслужиться перед НАТО. «Мы в этом сюжете сказали, что никто не вспомнил об убитых жителях Гори, пока они тут фейерверки пускали», - рассказал брат избитого, соучредитель телекомпании Бадри Нанеташвили.
«После этого здешнее правительство взъярилось. Они хотели нас уничтожить. И потом произошло это нападение на директора телекомпании. Его избивали ни за что», - подчеркнул собеседник GeorgiaTimes.
Как уже сообщалось, 7 октября автомобиль Джони Нанеташвили остановил полицейский патруль. Директора телекомпании вывели из машины и, очень грубо обращаясь с ним, отвезли в полицейский участок. Через некоторое время состоялся суд, на котором ему предъявили обвинение в сопротивлении полиции.
Нанеташвили в суде рассказал, что сотрудник патрульной службы остановил его якобы за разговор по мобильному телефону во время управления автотранспортом. «Я ответил, что это не правда. Затем от меня потребовали открыть багажник, при этом мне угрожали арестом за сопротивление. В это время из патрульной машины вышел еще один сотрудник полиции, который надел на меня наручники. Меня заставили выйти из машины, бросили на землю, начали избивать. Меня били головой о капот машины", - подчеркнул обвиняемый.
Его слова могли бы подтвердить прохожие, на глазах у которых все происходило. Кроме того, разбой полицейских снимали на фото и видеокамеры. На одежде директора остались следы от подошв патрулей, хотя в полицейском участке и пытались очистить пиджак и брюки избитого задержанного.
Джони продемонстрировал судье следы побоев на теле. Однако исход дела, видимо, был предрешен заранее. Главу «Триалети» приговорили к штрафу в размере 400 лари.
Инцидент уже вызвал негативную реакцию правозащитников. В Ассоциации региональных вещателей Грузии потребовали объективного и оперативного расследования. Ассоциация молодых юристов взяла дело под свой контроль. Эксперт организации Тамуна Кордзая объяснила GeorgiaTimes, что полиция превысила свои полномочия.
- Они избили директора «Триалети», и мы требуем, чтобы эти полицейские были наказаны по закону. Они не имели права избивать гражданина. Это дело уголовной ответственности, статья 333, предусматривает лишение свободы до трех лет. То есть нарушение со стороны полицейских очень серьезное. Нанеташвили был у врача, у него есть доказательства, что он получил ущерб здоровью. Не такой серьезный, но все-таки получил.
- Сами претензии, которые ему предъявили полицейские, остановившие его автомобиль, обоснованны?
- Это было несерьезное нарушение, которое предусматривает штраф в 10 лари. Он разговаривал по мобильному телефону, когда сидел за рулем. Это не настолько серьезное преступление, чтобы полицейские после этого превышали свои полномочия. И в принципе полицейские не имеют права избивать человека.
Как нам рассказал Бадри Нанеташвили, выйдя из здания суда, его брат отправился в бюро судмедэкспертизы. Там работают четыре эксперта. Но ни один из них не нашел в себе храбрости принять директора «Триалети». Просидев впустую два часа, Джони решил обратиться в больницу. Там были зафиксированы все травмы. У него оказалось сотрясение мозга и многочисленные ушибы.
Только после этого обследования, когда врачи, действуя, как предписывает закон, обратились в полицию, было возбуждено дело по факту избиения. Сейчас оно передано в прокуратуру. Подозреваемыми являются осуществлявшие нападение патрули. Кроме того, адвокаты Нанеташвили готовят иск в суд о взыскании компенсации за причинение морального ущерба и нанесение вреда здоровью.
Сам Джони чувствует себя плохо со вчерашнего дня. Он страдает от головных болей и рвоты. Пьет назначенные врачами лекарства и находится на постельном режиме.
- Все это было сделано для того, чтобы телекомпания «Триалети» не выпускала в эфир объективную и правдивую информацию, - объясняет Бадри Нанеташвили. - К нам в студию приходят люди и говорят, что здесь трудно живется, что губернатор и правительство не помогают и ничего не делают. И это, конечно, не нравится властям. Кроме того, телекомпания «Триалети» пускает в эфир информационные выпуски канала «Маэстро» (радикально оппозиционного - ред.). Два раза в неделю идет передача «горячая линия». На нее приходят политические деятели, и они критикуют правительство. Поэтому власти ненавидят телекомпанию.
Соучредитель «Триалети» напомнил о летнем инциденте с журналистами телекомпании, когда они засняли демонтаж памятника Иосифу Сталину.
- Власти убирали памятник ночью и закрыли всю площадь полицейскими. Там собрались люди, которые должны были изображать радость по поводу происходящего. Снимал это оператор телекомпании Министерства внутренних дел. Он должен был дать видео журналистам остальных каналов - «Первому», «Имеди». Нашу телекомпанию они не предупредили, и мы не знали этого. Наш репортер, которого туда пустили, снимал сначала людей, которые ратовали за снос. А потом подошел к людям, которые плакали, но боялись что-нибудь сказать. Когда полицейские увидели, что журналист это снимает, они вшестером напали на журналистов, избили их и отобрали камеру с записью. Позже они ее вернули, но тот момент, где люди плакали, был стерт.
- Это единичные случаи ограничения вашей деятельности?
- Есть и другие эпизоды, когда нашим журналистам мешают работать. К примеру, во время ток-шоу возле нашего здания кружат полицейские машины. Они снимают на камеру всех, кто заходит в телекомпанию. Они хотят, чтобы люди боялись.
- Прямые угрозы поступают к вам? Как вы поняли, что телекомпанию хотят уничтожить?
- Это чувствуется. Наших журналистов не пускают, кричат на них, смотрят с ненавистными лицами. Здесь губернатор, его заместитель и начальники отдела культуры и аппарата губернатора - бывшие полицейские. Они хотят здесь сделать полицейский режим.
Удивляться нравам региональных властей не приходится. Ведь глава государства Михаил Саакашвили уже создал государство, где демократия и свобода СМИ находятся под тотальным контролем МВД. Оппозиционность допустима в строго отведенных количествах. Превышение градуса критики жестоко наказуемо.