Однажды жители Грузии проснутся и узнают, что живут совсем в другой стране. У нее не будет прошлого, народных традиций, православия, но зато они окажутся придатком Европы или Америки.
Искоренить воспоминания о добрых советских временах, дружбе народов и победе над фашизмом - такая задача стоит перед грузинской властью. Каленым железом, если бы мог, выжег бы Михаил Саакашвили эту ностальгию по общему прошлому с Россией. Мешает она, видите ли, строить новую, демократическую республику.
Если бы не это поколение людей, живших еще при СССР, реформы в Грузии шли бы гораздо быстрее, сожалеет экс-министр экономики Каха Бендукидзе. Именно он начинал революционные преобразования в правительстве Саакашвили.
Новой власти мешает народ. Во всяком случае, та его часть, у которой сохранилась историческая память. Так надо добить это поколение, низвергнув его святыни.
Вот истинная цель сей акции - демонтажа памятника Сталину. Цель антигуманная и непопулярная. Потому-то все сделано под покровом тьмы, после 11 часов вечера. Видеосъемку разрешили только с «парадной стороны», где стояли националы местного розлива. С другой стороны, где толпились горожане, видеосъемка была запрещена.
Журналисты телекомпании «Триалети», которые попытались заснять возмущенных жителей, попали под раздачу. Полицейские начали с оскорблений словесных, а закончили пинками в спину. У корреспондента Ладо Бичашвили и оператора Имеде Гоголадзе отняли снятый материал. Даже мобильники отобрали у тех, кто записывал мнения «против».
То, что потемневший от времени Сталин долго не простоит на главной площади родного города Гори, стало понятно давно. Сразу после югоосетинского конфликта в 2008 году власти Грузии решили убрать советского идола и поместить либо в дом-музей Сталина, переименовав его в музей российской агрессии, либо в музей советской оккупации.
Какими-то странными путями грузинские власти пришли к умозаключению, что грузин Иосиф Джугашвили был оккупантом на своей родине.
Зуб на памятник точили и до войны. Во время бомбежек военных объектов в Гори, как признался недавно министр иностранных дел Вано Мерабишвили, депутат Гиви Таргамадзе даже предлагал денег российским военным, чтобы они сбросили бомбу на постамент памятника Сталину. Тогда затея не удалась.
Как-то ночью на этом постаменте появилась надпись: «Слезай с пьедестала, твое место в музее». Сам бронзовый гость на призыв не откликнулся, и вандалов за собой в ад холодной рукой не утянул.
Уверенные в безнаказанности борцы с советской историей вчера благополучно отправили скульптуру в архив.
Президент Саакашвили уже высказал свое полное удовлетворение. «Нельзя, чтобы в стране существовал одновременно музей оккупации и памятник личности, по инициативе которого происходила эта оккупация», - пояснил глава государства. А министр по вопросам евроинтеграции Гиоргий Барамидзе присовокупил, что это памятник лидеру страны, правопреемницей которой стала Россия - «оккупант и агрессор». Так что Сталин ответил и за события 2008 года, которые ему и в страшном сне не могли присниться. Уж он-то знал, как смешивать народы, чтобы они не шли войной друг на друга.
Рука не поднимается защищать Сталина после всего того, что стало известно о его жертвах: репрессированных, раскулаченных, погибших на фронтах по глупости необразованных военачальников, в то время как лучшие сгнили в лагерях еще до 41 года. Но при всем при этом нельзя наплевать и на мнение людей, которые свято верят, что только благодаря такой жесткости, Сталину удалось сохранить и дважды поднять из разрухи и нищеты огромную страну.
Если государство подлинно демократичное, оно не может игнорировать мнение весомой части общества. А образ Сталина правдами и неправдами уже не в первый раз насильно пытаются изгнать из массового сознания. В прошлом году его имя не попало в список 50 полуфиналистов проекта Первого канала грузинского телевидения «Большая десятка Грузии». Этот факт вызвал скандал. Руководитель международного общества «Сталин» Григол Ониани заявил, что на самом деле Иосиф Виссарионович занял 39-е место в общем рейтинге, но недоброжелатели «механически выкинули его из списка дальнейших участников».
После демонтажа памятника в Гори Ониани отказывается жить в Грузии. По его мнению, решение о демонтаже принималось не в президентской резиденции в Авлабаре в Тбилиси, а в департаменте США. "Этими действиями они отняли солнце у пролетариата всего мира», - говорит Ониани.
Но даже те, кто не преклоняется перед злым гением Сталина, осуждают начатую властями «охоту на мертвых». «Разрушением и оскорблением памятников историю не изменить», - считает экс-президент Грузии Эдуард Шеварднадзе. Он вспоминает 1961 год, когда массово демонтировались памятники Сталину, но по решению Никиты Хрущева, который принял во внимание требование местного населения, памятник Сталина в Гори остался на прежнем месте.
Да, Сталин был тираном, да - злодеем. Но, в истории Греции и Рима было много тиранов, а их скульптуры берегли. Сегодня они имеют особую ценность и ими гордятся, говорит писатель Отиа Иоселиани.
«Оставьте эти памятники на своих местах. Ведь не только памятник Сталина перевозят туда-сюда. Сначала покоя не давали памятнику Давиду Агмашенебели, затем кутаисскому Мемориалу славы, памятнику Амирана в Кахети и другим», - возмущается он.
К протестам общества и деятелей культуры присоединилась оппозиция, хотя ее доводы и вызывают улыбку. Лейборист Шалва Нателашвили призвал Михаила Саакашвили уйти с поста, чтобы памятники могли вздохнуть свободно. А лидер грузинских коммунистов Пантелеймон Гиоргадзе заявил, что авторитет Сталина в мире усиливается, а грузины, не уловив тренда, борются с «вождем народов». «Как можно было поступить так с памятью человека, который спас планету?» - сетует секретарь компартии Сосо Гагошвили.
Конечно, «спасал» Сталин не сам, а ценою миллионов жизней советских людей. Впрочем, светлую память о героях Второй Мировой правительство Грузии попрало еще полгода назад, варварски взорвав Мемориал Славы в Кутаиси. И этот демонтаж памятника авторитета Грузии не добавит. Как не добавит и доверия к властям у людей, которые в очередной раз, проснувшись утром и обнаружив пустое место на главной площади Гори, поняли, что все опять решается без них.