Мужчина и женщина

Грузины стали дешевой рабсилой

Грузинские реформаторы во главе с Михаилом Саакашвили давно сломили волю профсоюзов. Они убедили защитников прав трудящихся подождать с требованиями, пока экономика не встанет на ноги.

Что из этого вышло, можно теперь понаблюдать на Хелвачаурской фабрике в Аджарии. Как заявил глава Объединения профсоюзов Ираклий Петриашвили на радио «Коммерсант», там созданы нечеловеческие условия работы, и против турецкого владельца в связи с этим готовится иск в Страсбургский суд.

В 2007 году Михаил Саакашвили с помпой перерезал ленточку на этом предприятии, отстроенном инвестором за полмиллиона лари. 250 рабочих были обещаны оклады в 250-300 лари.

В мае этого года президент страны, побывав на Хелвачаурской фабрике, отоварился вещами для своей жены и никаких недостатков на ней не обнаружил. Да и рабочих для этой встречи с главой государства, должно быть, хорошо подготовили.

Саакашвили остался доволен: иностранные инвестиции работают. Но местное население не покидают мрачные мысли. Хелвачаурская швейная фабрика, как и Махинджаурская - в собственности турок. Произведенная продукция - под турецкой маркой. Земля - принадлежит туркам. Грузинская здесь только рабочая сила, нанятая по дешевке.

В таком полурабском положении находятся не только аджарцы. Весной этого года против унизительно низкой зарплаты и невыносимых условий труда бастовали шахтеры Застафонского завода ферросплавов, проданного украинским инвесторам.

Но обычно в борьбе с работодателями рабочие не получают весомой поддержки профсоюзов. Организация Петриашвили боится идти на конфликт с правительством, предпочитая неэффективный путь переговоров в составе трехсторонней комиссии, в которую также входят представители работодателей и властей.

Уже второй год Объединение грузинских профсоюзов создает видимость лоббирования нового, более справедливого Трудового кодекса. Изменить перекосы в нем требуют и европейцы. В прошлом году они пригрозили исключить кавказскую страну из зоны свободной торговли за дискриминационное трудовое законодательство.

Правительство Саакашвили, подгоняемое еще и многотысячными акциями протеста, прокатившимися по стране в 2009 году, пообещало было заняться болезненными вопросами защиты прав рабочих. А ободренные профсоюзы даже представили соответствующий законопроект. Но документ потонул в бумагах бюрократического аппарата.

Весной этого года профсоюзы напомнили о нем. 8 тысяч человек мирно прошли с плакатами от площади Революции роз до здания парламента. Ираклий Петриашвили дал законодательному органу десятидневный срок, чтобы начать работу над новым законом. Но с мертвой точки дело так и не сдвинулось.

Иначе и быть не могло. Как сказал в интервью GeorgiaTimes старший аналитик Объединения профсоюзов Нодар Кокиашвили, поправки в Трудовой кодекс надежно заблокированы предпринимателями. «Работодатели считают, что если будут улучшены условия трудовые слишком кардинально, это ухудшит экономическое положение в стране. В принципе, они согласны, что изменения в Трудовом кодексе необходимы, но на данном этапе воздерживаются от этих новшеств. Гарантии трудящимся вызовут подорожание себестоимости продукции, утечку инвестиций из страны, а это отрицательно скажется на экономическом возрождении и преодолении кризиса», - пояснил человек, чьей работой является защита прав трудящихся.

Нечто подобное можно услышать и из уст премьер-министра страны Ники Гилаури. Он горд до небес «эластичностью» грузинского Трудового кодекса. Оказывается, главное достоинство этого закона в том, что с его помощью инвесторы могут легко увольнять рабочих, а это и привлекает в Грузию бизнесменов.

Переубедить правительство, объяснить, что человеческий ресурс - не менее важная составляющая экономики, над которой нельзя ставить эксперименты по выживанию, профсоюзы пока не способны.

И эта слабина не ускользнула от внимания международных экспертов на недавней конференции по труду. Правительство Грузии подверглось жесткой критике за нарушение международных норм. Трудовой кодекс содержит немало положений, попирающих принципы конвенции Международной организации труда «О праве на организацию и ведение коллективных переговоров» .

Об этом российским журналистам рассказал официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко. По его словам, руководство страны «проигнорировало решение высшего органа международного профсоюзного движения», за что получило порицание от делегаций профсоюзов Венгрии, Норвегии и США.

После этого заявления Нестеренко стал для грузинского Объединения профсоюзов «козлом отпущения». Оказывается, говорить о проблемах грузинских трудящихся имеет право только тот, кто сам заботится о защите прав граждан этой страны. А московские чиновники такого права не имеют, потому что, как следует из реплики Петриашвили, манипулируют энергоресурсами Грузии, запрещают ввоз грузинской продукции, изгоняют легально работающих в России грузин,«проводят этночистки» и «оккупируют Абхазию и Южную Осетию».

Европейцы, надо думать, тоже права критиковать Грузию не имеют, ведь грузинских мигрантов они эшелонами отправляют назад на родину.

В общем, пыл Петриашвили был потрачен впустую. Хотя реплика Нестеренко для грузинских профсоюзов даром не прошла. Они тут же изобразили бурную деятельность. Помимо угроз в адрес турецкого владельца Хелвачаурской фабрики, Петриашвили наперед предупредил компанию Puma, которая также планирует перенести свои фабрики из Турции в Грузию.

Глава профсоюзов пообещал, что если новый работодатель добровольно не предложит достойные условия труда и зарплату, от него этого добьются акциями протеста. Между тем, Puma облюбовала Грузию именно за ее дешевую рабочую силу. Первая фабрика этого бренда в Аджарии открылась в прошлом году. На ней трудоустроено 620 человек, средняя зарплата которых составляет 200-250 лари при прожиточном уровне в 126 лари в месяц (около 80 долларов США).