После трехдневного простоя сегодня заработал крупнейший экспортер в Грузии - Зестафонский ферросплавный завод. Рабочие и украинский владелец - компания «Манганез Джорджиа» достигли временного перемирия. Забастовка нескольких тысяч человек и голодовка 15 шахтеров приостановлены.
Стороны при участии профсоюзов договорились создать совместную комиссию, которая рассмотрит требования бастующих. Если они не будут удовлетворены за две недели, коллектив завода грозится возобновить акцию протеста.
Грузинские шахтеры требуют в полтора раза повысить зарплату, отменить срочные трудовые контракты, ввести доплаты за работу в ночные часы и соблюдать технику безопасности. На предприятиях участились случаи травматизма, что неудивительно, так как хозяева экономят и на спецодежде, и на фонарях.
От пятисот человек до шести тысяч, по данным разных источников, поддержали требования бастующих. Это сотрудники не только завода ферросплавов, но и соседнего «Чиатурмарганца», также принадлежащего Manganese Georgia.
История смены собственников на этих двух китах грузинской промышленности очень запутанна. Когда рабочие «Чиатурмарганца» в 2008 году требовали выплаты задолженности по зарплате, а НПО от имени местных жителей в 2009-м выступали за компенсации ущерба их здоровью, найти владельцев предприятий оказалось невозможно.
Оппозиция полагает, что за фиктивными иностранными инвесторами стоят люди из окружения Саакашвили. Так автор проекта «Музей разоблачений» Темур Шашиашвили утверждает, что грузинский марганец полностью контролируется другом президента Гелой Бежуашвили и дядей Темуром Аласания.
На пресс-конференции в январе Шашиашвили заявил, что вся документация по приватизации Зестафонского завода ферросплавов, Варцихе ГЭС и «Чиатурмарганца» засекречена, передает «Бизнес-Грузия».
«В 2003 году путем прямой продажи государство продало за 7,1 миллионов долларов 51 процент акций Зестафонского завода ферросплавов. Имущество было оформлено на австрийскую компанию DCM Decometal. В 2006 году акции зарегистрированной на Кипре компании Selromex были переданы известному английскому торговому объединению Stemcor, которое уже осенью, зарегистрировало два ООО «Джорджиан манганезе». Так появились два близнеца Georgian manganese LLC и Georgian manganese Holding Limited. В конце 2007 года в менеджмент грузинской «Джорджиан манганезе» входит украинский «Приват банк» в виде исполнительного директора Александра Зильбермана. Georgian manganesе Holding Limited уже нигде не фигурирует. Кто чем владеет и какие на них возложены обязательства, выяснить до конца невозможно сегодня», - рассказал Шашиашвили.
Во время нынешней забастовки переговоры с рабочими ведут не собственники, а управленцы. Сначала, во время предупредительных акций 20 апреля, дирекции двух заводов не придали им особого значения. Один из руководителей Зестафонского завода заявил, что работу в регионе сейчас ищут минимум пять тысяч человек, и в случае необходимости бастующие будут заменены ими.
Однако забастовщиков поддержали профсоюзы, контакты с которыми проходили на фоне слежки и давления, отмечает «Кавказский узел». 21 апреля на одной из шахт в Чиатура начальник даже применил физическую силу к непокорному шахтеру. С нецензурной бранью он напал на рабочего-инвалида с 30-летним стажем Мераба Якобидзе, возмущавшегося условиями труда.
«Конечно, рабочие вмешались и предотвратили дальнейшее избиение. Но факт остался. Мы намерены подать заявление в прокуратуру на действия этого человека, а кроме того, его увольнение является одним из 10 требований рабочих», - рассказ лидер профсоюза металлургов Томаз Долаберидзе.
23 апреля акция приняла масштаб районного значения. Тысячи рабочих завода собрались у здания администрации. Ночная и дневная смена не спустились в шахты.
Остановка завода, чья продукция стоит на первом месте в списке экспортных товаров Грузии, вызвала широкий резонанс. К манифестантам наконец приехали не только руководители предприятия, но и руководители городской администрации, губернатор Имерети, мажоритарный депутат от Имерети в парламенте.
Только после этого заместитель директора предприятия Давид Чантурия сказал, что требования рабочих приняты к рассмотрению, что зарплата действительно может быть увеличена, но только «не то, что еще расписано там на 20 листах». Он попросил подождать, пока ему придут «указания свыше».
Тем временем директор Manganese Georgia Александр Вишневский выехал в Киев, где состоялось совещание акционеров, среди которых - украинское предприятие «Приват-Груп», «Stemcor - металл» (Великобритания) и Decometal (Австрия).
Рабочие скептически отнеслись ко всем обещаниям, но пошли на переговоры, результатом которых пока что стало лишь возобновление работы завода в интересах акционеров и государственного бюджета. Интересы самих трудящихся еще нужно отстоять. Способны ли на это профессиональные организации по защите прав рабочих - покажет именно эта забастовка.
Пока Объединение профсоюзов Грузии так и не смогло добиться изменения дискриминационного Трудового кодекса, внимая доводам работодателей и правительственному курсу на улучшение условий для бизнеса. Однако и снимать болезненные вопросы с повестки дня профсоюзы не собираются, заверил в интервью GeorgiaTimes старший аналитик Объединения Нодар Кокиашвили после мартовских акций протеста.