Бдительность одного депутата может спасти небо над Грузией. Управление воздушным движением оказалось следующим кандидатом на вылет из списка запрещенных к приватизации объектов. Первым исчез трубопровод «Север-Юг», который грузины тут же дружно взялись защищать от возможной покупки российским «Газпромом». Теперь им не спится по ночам из-за того, что и воздушное пространство захочет приобрести Россия.
Оппозиция Грузии уже не в первый раз встает на стражу государственных интересов. Иначе нельзя с таким правительством, которое так и норовит поскорее обналичить госимущество страны.
Вчера из запрещенных к приватизации объектов чья-то заботливая рука вычеркнула средства управления и контроля над воздушным движением. Именно вычеркнула, а не стерла. Но после исчезновения из списка магистрального газопровода «Север-Юг» парламентская оппозиция была начеку.
Первым обратил внимание на черную метку лидер национал-демократов Гурам Чахвадзе. И попал в точку: член парламентского большинства Лаша Тордия признался, что правительство действительно обсуждает вопрос о продаже авиационной системы. Правда, парламентский секретарь в правительстве Гия Хурошвили эти данные не подтвердил. Истина проявится в новом варианте законопроекта об объектах, не подлежащих продаже, который будет представлен на второе чтение в парламент после доработки. Что называется: следите за объявлениями.
На днях депутаты были огорошены перспективой продажи магистрального газопровода, связывающего Россию с Арменией и Ираном. Оппозиция ужаснулась: вдруг придет монстр-«Газпром» и поглотит важный транзитный участок? Никто в Грузии даже не засомневался в желании российской госкорпорации приобрести небольшую долю в куске трубы на территории враждебно настроенной страны.
Однако российские эксперты в интервью GeorgiaTimes указали на изъяны потенциального коммерческого предложения. Покупка 10-20 процентов акций газопровода при условии, что контрольный пакет остается у государства с таким непредсказуемым президентом как Михаил Саакашвили, - слишком рискованное вложение. Оно сулит неприятностей больше, чем выгод.
Тем не менее, уже неделю скандал вокруг приватизации трубы не сходит со страниц печатных изданий. И это понятно. Общественность Грузии уже не раз оставалась с носом. Достаточно вспомнить, как правительство тайком заключило меморандум об управлении Ингурской ГЭС специалистами российской компании «Интер РАО ЕЭС». Документ до сих пор засекречен, несмотря на обращение оппозиции в суд с требованием снять гриф государственной тайны.
Накануне депутаты грузинского парламента придумывали, под каким бы предлогом в будущем отказать «Газпрому». Лаша Тордиа предложил обтекаемую формулировку: «отказ по соображениям безопасности». Этот аргумент счел несерьезным лидер «Христиан-демократов» Леван Вепхвадзе. Он демонстративно покинул заседание. «Когда будет объявлен аукцион и придет заявка от «Газпрома», как можно будет это игнорировать?», - риторически спросил оппозиционный вице-спикер. Вепхвадзе уверен, что российская компания захочет создать с Ираном единую газотранспортную сеть и стать монополистом во всем Кавказском регионе. Если Россия овладеет транзитным путем по Грузии, отмечает другой оппозиционер - один из лидеров оппозиционного «Национального форума» Губаз Саникидзе, это станет геостратегической катастрофой для Запада.
Сообразив, в какие протесты может вылиться приватизация трубы, правительство пообещало продать не более 15 процентов акций газовой магистрали и не ранее чем через два года.
Если такие страсти сопровождают решение по продаже газопровода, можно себе представить, как общество отреагирует на приватизацию средств управления и контроля над воздушным пространством. А такой аукцион вполне может стать реальностью, так в мире уже есть прецеденты продажи в частные руки аэропортов с диспетчерскими службами, радиолокационными станциями, маяками, метеорологическими службами и прочими элементами системы управления воздушным движением.
Таким путем пошли Великобритания, Канада, Австралия. В США также часть диспетчерских находится в частных руках, так что даже жизнедеятельность военных аэродромов обеспечивают негосударственные службы. Считается, что «контрактные вышки» более эффективны. Их сотрудники составляют 10 процентов от общего числа занятых в отрасли и обрабатывают 25 процентов от объема движения.
Против приватизации в западных странах выступали профсоюзы авиадиспетчеров. Они предупреждали, что производительность труда в частных компаниях повысят за счет переработок, то есть ущемления прав трудящихся. Впрочем, в Канаде профсоюзы замолчали, когда «наземным лоцманам» выплатили разовую компенсацию в виде полугодичной заработной платы. А в Штатах Рональд Рейган в 1981 году уволил забастовщиков и разогнал профсоюз.
Либерализация авиационной системы негативно сказывается на безопасности воздушного пространства. Возможно, если бы авиадиспетчерские службы в Америке оставались в государственных руках, теракт 11 сентября 2001 года удалось бы предотвратить. В таких случаях, как и при любых техногенных катастрофах, стихийных бедствиях система «оболочечного правительства», созданная в США, дает сбой. Государство не может эффективно управлять страной, если при исполнении своих прямых функций по защите населения оно находится в зависимости от частных компаний. Да и потом, как показывает американский опыт, большинство контрактных фирм просто паразитируют на бюджете и на налогоплательщиках, выбивая заказы вне всяких конкурсов.
В России пик разговоров о приватизации Системы управления воздушным движением пришелся на 2003 год. Сторонники передачи затратных диспетчерских служб в частные руки считали дерегулирование панацеей от убытков, проблем с сервисом в аэропортах и высоких цен на билеты. Однако у правительства хватило разума, чтобы оставить естественную воздушную монополию в государственной собственности. Правда, аэропорты и взлетные полосы разрешено передавать в концессию на 20-30 лет.
В Грузии здание главного международного аэропорта в Тбилиси выставили на продажу еще в 2004 году. Его купила и реконструировала турецкая компания TAV Airport Holding, которая сейчас и является его владельцем. Проблемы с обновленным аэропортом, торжественно открытым Михаилом Саакашвили, возникли сразу: сначала крыша у него протекла, а потом ее снес ветер.
Однако, в целом, Система управления воздушным движением в Грузии подчиняется государству. По крайней мере, пока. Автор законопроекта о неприватизируемых объектах Павле Кублашвили в интервью газете «Резонанси» косвенно подтвердил, что правительство рассчитывает продать контроль над небом, причем не кому-то, а именно России. "Если кто-то думает, что самоцель России - территория Сухуми и Цхинвали, он очень ошибается, самоцель России - контроль воздушного пространства Грузии. Ей нужна прямая коммуникация с южными партнерами, нужна прямая связь с военными базами в Армении. Из-за этого, естественно, она пойдет на все, и выложит в десять раз больше, чем может стоить наша навигационная система", - пояснил депутат.
- Если даже отказать российским компаниям в праве на участие в торгах «по соображениям безопасности», они могут использовать зарегистрированные в оффшоре фирмы, которые формально не будут иметь никакого отношения к России, и все же будут зависеть от ее политической воли, - считает эксперт Ираклий Сесиашвили.
Оппозиция в шоке от законотворчества правительства в ущерб национальной безопасности. Будь воздушное движение в российских руках в августе 2008 года, как воевала бы страна? Смогли ли бы лидеры других государств прилететь в Тбилиси? Да и имело бы смысл сражаться за целостность страны, если хозяйкой стратегических объектов и в Грузии, и в Абхазии, и в Южной Осетии была бы Россия?