Недавно президент Грузии Михаил Саакашвили объявил эпоху прорыва и пообещал решить проблемы с водоснабжением и канализацией. Завоевание Абхазии и Южной Осетии уже не значилось в первоочередных целях.
В Абхазии вздохнули свободнее, и президент Сергей Багапш накануне тоже объявил эпоху мирных проектов. Время, когда республика находилась между миром и войной и тратила силы на раздоры с Грузией, по его словам, заканчивается. Российские войска помогли отодвинть грузинский вопрос на второй план. На первом теперь в Абхазии - строительство работоспособной экономики.
Россия безвозмездно дает республике стартовый капитал в 10 миллиардов рублей. " Россия оказывает нам помощь для того, чтобы мы смогли встать на ноги. Ей абсолютно не нужна наша маленькая территория, ей нужна лишь стабильность на Южном и Северном Кавказе", - пояснил Багапш.
Эти средства абхазы обещают потратить с умом. Абхазия не намерена оставаться республикой, экспортирующей лишь мандарины и мимозу. Цитрусовые есть на голодный желудок вредно, можно заработать язву желудка, пошутил на этот счет президент. По его словам, уже прорабатывается ряд проектов в овощеводстве, рыбоводстве, животноводстве, птицеводстве, чаеводстве и других отраслях сельского хозяйства.
Курорты, по его словам, должны стать основой бюджетных поступлений республики, передает «Апсныпресс». Благо, после признания Россией абхазской независимости поток российских туристов увеличился. В прошлом году на курортах отдохнул миллион человек, как в советские времена.
На три миллиарда российских рублей Абхазия, по словам Багапша, модернизирует инфраструктуру курортов. Средства будут направлены на ремонт и строительство очистных сооружений, водоводов, школ, дорог, «всего, что необходимо приезжающим сюда на отдых людям».
Кроме того, правительство Абхазии собирается развивать малый и средний бизнес, а также инвестировать в аграрный сектор, «чтобы не завозить извне сельхозпродукцию, а производить на месте».
Условия для развития создадут такие проекты, как строительство автомобильной дороги, соединяющей Южный приют и Северный приют в Карачаево-Черкессии, реконструкция железной дороги, налаживание морского и воздушного сообщения. Багапш заявил также, что ради российских туристов готов построить за год еще один мост через пограничную реку Псоу. «То, что сегодня там (на КПП - ред.) происходит, недопустимо. Это - безобразие, когда женщины с детьми, желающие отдохнуть в Абхазии, вынуждены несколько часов под жарким солнцем стоять в очереди на границе», - возмутился абхазский президент.
Коммуникации в республике уже восстанавливаются, как бы ни возмущались по этому поводу в Тбилиси. Считая Абхазию «оккупированной территорией» грузинские власти запрещают ей без «высшего соизволения» принимать морские суда и самолеты в аэропорту. Однако российские катера сейчас обеспечивают безопасность торговых партнеров Абхазии, например турок, а российские авиационные власти дали Сухумскому аэропорту код, по которому столица Абхазии может принимать российские самолеты. Другим странам Международное агентство гражданской авиации не рекомендовало пользоваться этим аэропортом после официального обращения Грузии с протестом.
Другой важный проект - восстановление энергетики, без которой, по словам Багапша, невозможна не только экономическая, но и политическая безопасность страны. Исходя из этих соображений он одобряет и поддерживает строительство газопровода по дну моря и разработки «Роснефти» на абхазском шельфе. Президент отметил, что понимает озабоченность из-за экологии, особенно после аварии в Мексиканском заливе.
«Я ведь не варвар, стремящийся загрязнить окружающую среду. Меня не меньше других волнуют вопросы экологии. Но надо понимать, что сегодня разработкой нефти в Черном море занимаются практически все причерноморские страны, за исключением нас. Это и Грузия, и Турция, и Румыния, и Болгария, и Украина», - напомнил он. Оставаться в стороне Абхазия не намерена.
С другой стороны, правительство Багапша обещает позаботиться об экологии спасением лесов, активно вырубавшихся во времена перманентной войны. В республике будут сокращены объемы промышленной заготовки леса, чтобы сохранить ценные лиственные и хвойные породы.
Многие из этих проектов будут осуществляться при участии властей и бизнеса России. За последние полтора года подписаны несколько десятков договоров и соглашений с соседней державой, ее министерствами, ведомствами и российскими компаниями.
«Наступает время реализации больших проектов, и главное перевести государство с рельс войны на рельсы мира, а это не всегда просто, - заявил Сергей Багапш. - Мы строим дороги, школы, больницы, благоустраиваем наши города. Это, как бы техническая сторона деятельности нашего государства. Тяжелее - перестраивать сознание человека. Люди должны понять, что наступила стабильность и мир».
Грузинские комментаторы с сарказмом пишут по этому поводу, что абхазам действительно трудно будет «сломать привычный абхазский уклад, искоренить вооруженную абхазскую вольницу». И вполне искренне Багапш, по их мнению, благодарит за гарантию мира российские войска. Ведь они - единственная опора президента «на случай массового недовольства абхазов, привыкших выражать его с помощью товарища "Калашникова"».
Да, проблемы изъятия оружия у населения в постконфликтный период приходится решать всем послевоенным государствам. И Грузия тут тоже не исключение. Однако в комментариях «Клуба экспертов» снова слышится то вечное превосходство над другими нациями, из-за которого они и потеряли абхазов и осетин. Можно подумать, только «сепаратисты» вели вооруженную борьбу 20 лет, а грузинские жители сидели тихо, и никого не убивали ни в Сухуме, ни в Гальском районе, ни на Зарской дороге. И, как гласит официальная грузинская версия, это осетины с русскими напали на грузин ночью 8 августа 2008 года, привели свои танки и давай палить по грузинским селам и городам.
Почему же тогда утром 8 августа грузинские СМИ раструбили, что началась операция по наведению конституционного порядка, а не война с Россией? И почему грузинские политики силовой метод решения территориальных проблем сначала поставили во главу угла? Мирная стратегия увидела свет только в этом году, когда был развеян миф о супербоеспособной грузинской армии и американском военном вмешательстве.
«Не может быть так, чтобы все вокруг были плохими, одни грузины - хорошими. Выстраивать нормальные отношения - удел политиков, и они должны к этому стремиться», - сказал об этой ментальной проблеме соседнего народа Сергей Багапш.
По его словам, под которыми подпишется любой образованный и толерантный человек, не бывает плохих наций и народов, есть плохие политики, «которые доводят свои государства до критической отметки, как происходит сегодня в Грузии». «Если нынешнее грузинское руководство и далее будет продолжать в таком же духе, ситуация будет все более усугубляться», - предостерегает Багапш.
Не упоминая прямо о грузинской стратегии «Вовлечение путем сотрудничества», президент республики отмел любой вариант участия в ней. «Страны, которые советуют Абхазии жить в мире и согласии с Грузией, продолжают усиленно вооружать эту страну», - подчеркнул он.
Багапш в очередной раз заявил, что абхазы не отдадут ни пяди земли, ни капли независимости, и Абхазия никогда больше не будет в составе Грузии. Это решенный вопрос для абхазов и большинства российских политиков. Лишь иногда российские комментаторы допускают возможность Грузинской конфедерации, в которую на добровольных началах могут войти Сухум и Цхинвал.
Зато грузинские лидеры поголовно и в правительстве, и в оппозиции лелеют надежду на воссоединение, и даже обещают построить такую завидную демократию и такую развитую экономику, что Абхазия, в их мечтах, сама попросится назад. Но политическая воля Багапша вместе с российской помощью позволяет прогнозировать иной вариант: Абхазия раньше сможет стать экономически независимой, чем Грузия, сидящая на западных кредитах и неэффективно тратящая их на перевооружение армии да строительство показных стеклянных мостов и зданий.