GeorgiaTimes побеседовал с российскими политологами.
Как известно, выборы президента Абхазии состоялись 12 декабря прошлого года. Сергей Багапш был избран главой государства на второй срок, с большим отрывом опередив своих конкурентов. Оценить вклад абхазского лидера в историю своей страны и перспективы развития молодой республики корреспондент GeorgiaTimes попросил российских политологов.
Владимир Анохин, вице-президент Академии геополитических проблем
Во-первых, он давно возглавляет республику, пошел уже на второй срок. Время, в которое Багапш правил Абхазией - весьма непростое. Он смог подавить разногласия и служил народу в очень тяжелое время. Это не забывается и вызывает уважение. Во времена правления Багапша произошло признание Абхазии Россией, а значит, его статус как руководителя республики вырос до международного масштаба, ведь признание - это в большой степени признание руководителя. Это значит, что он пользуется доверием со стороны России. За срок его правления позиция Сухума по отношению к Москве стала более определенной. Багапш дал достаточно много для своего народа. Конечно, ошибки есть, но у кого их нет? Во всяком случае, он прогнозируем и, как сосед России, может принести много пользы нашим отношениям.
Сергей Демиденко, эксперт Института стратегических оценок и анализа
Говоря о таких квазигосударственных образованиях, как Абхазия и Южная Осетия, к сожалению, очень сложно дать полноценную оценку их лидерам. Дело в том, что сами государства не совсем полноценные, и деятельность их лидеров также не вполне полноценна. На поверхности лежит то, что внешнеполитическая деятельность Багапша успешна, но все эти успехи напрямую зависят от действий России на грузинском направлении. Определенные успехи, конечно, есть, но все это довольно локально, Абхазия будет ориентироваться на Россию, поскольку без поддержки Москвы ей будет сложно сохранить суверенитет. На мой взгляд, в целом деятельность Багапша абсолютна заурядная. Он отстоял независимость Абхазии, но, если бы не шаги России и ошибки Грузии, все могло бы повернуться по-другому. То есть это некий паллиатив.
Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии
Какого-то изменения политического курса Абхазии с тех пор, как Багапш стал президентом, не произошло. К сожалению, пока нет серьезных усилий Абхазии в туристической сфере. Сейчас руководство республики рассчитывает на российскую помощь, однако, по моему мнению, надо начинать и самим пытаться переставлять в ноги, в том числе и в экономическом плане. Поэтому надеюсь, что в следующий свой президентский срок господин Багапш предпримет усилия для того, чтобы поставить на ноги бизнес своей республики. Нельзя забывать и о возможном участии Абхазии в сочинской Олимпиаде. Хотелось бы пожелать абхазскому лидеру успехов.
Каковы перспективы взаимодействия Абхазии с Грузией в ближайшие четыре года?
Владимир Анохин
Ничего не изменится, может наступить только ухудшение в виду того, что Абхазия - промежуточная территория между Сочи и Грузией. А Грузия не преминет регулярно проводить провокации и обострять ситуацию перед Олимпийскими играми. Поэтому значение Абхазии здесь очень велико, как и ее позиция и решимость. Сухум также понимает, что качественное проведение Олимпийских игр повлияет на экономику Абхазии. Что же касается контактов Багапша с грузинскими политиками, то с приближенными к Саакашвили - никогда, с оппозицией - возможно. Однако и оппозиция никогда не признавала Абхазия, а в условиях, когда тебя не признают, диалог вести трудно.
Сергей Демиденко
В сложившейся ситуации я не вижу перспектив для развития абхазо-грузинских отношений, потому что позиция Саакашвили довольно четкая. Он видит Абхазию частью Грузии и не откажется от этого. Грузинский лидер придерживается линии территориальной целостности, другое дело, что он ничего не может сделать. Для налаживания контактов между Сухумом и Тбилиси нужно изменение внешнеполитической концепции в Грузии.
Валерий Хомяков
Контакты Абхазии и Грузии, безусловно, могут быть налажены, но сейчас этому есть одно препятствие - Саакашвили. Если к власти в Грузии придут иные политики, которые постараются реализовать интересы грузинского народа, то переговоры между странами начнутся. Я не исключаю, что в свое время Грузия, Абхазия, Южная Осетия, Аджария и Картли могут создать федерацию мягкого типа. Поэтому говорить о том, что Абхазия - это отрезанный от Грузии ломоть, было бы глупо. Слишком много объединяет абхазский и грузинский народы.
Каковы перспективы российско-абхазского сотрудничества?
Владимир Анохин
Во многом развитие этих отношений будет зависеть от самого абхазского руководства. Как известно, инвестиционная привлекательность любого государства зависит от его стабильности. И, прежде чем другие государства придут в инвестиционную сферу Абхазии, вопрос будет касаться поведения России на территории молодой республики с точки зрения ее экономики. Думаю, основная сфера сотрудничества между нашими странами - это рекреационная сфера.
Сергей Демиденко
Очевидно, что Абхазия будет ориентироваться на Россию. Пока без российской помощи республика, к сожалению, ничего собой не представляет. Она не признана международным сообществом, а это главное. То есть речь не может идти о международных связях и крупной экономической деятельности. Поэтому отношения России и Абхазии будут укрепляться и в экономической, и в политической области. Все будет зависеть от того, что мы хотим получить от Абхазии, и что она хочет получить от нас. Это касается и инвестиций России в туризм, и сотрудничество в военной сфере. Сейчас важно, насколько Абхазия готова повернуться к России лицом.
Валерий Хомяков
Помимо сотрудничества в подготовке Олимпиады и туристической сфере, это сферы культуры, образования, науки. В целом потенциальных направлений сотрудничества великое множество.