Документами, которые подписал Дмитрий Медведев, предусмотрено, что Абхазия и Южная Осетия делегируют России полномочия по охране своей государственной границы, на которые распространяются их суверенитет, суверенные права и юрисдикция, передает «Росбалт». Именно с этой целью и определяется статус и условия пребывания в Абхазии и в Южной Осетии пограничных органов ФСБ России.
В соответствии с соглашением, Россия развертывает на границе кавказских республик с Грузией пункты пропуска. Более того, Погрануправление ФСБ профинансирует расходы по содержанию военнослужащих и гражданского персонала управления. Со своей стороны, Абхазия и Южная Осетия предоставляют пограничникам право безвозмездного пользования земельными участками, а также освобождают Пограничное управление от уплаты всех видов налогов, таможенных пошлин и сборов.
Москва, Сухум и Цхинвал заявляют о том, что соглашение не направлено против третьих государств. «Документы направлены на сотрудничество стран по пограничным вопросам для охраны государственной границы, борьбы с терроризмом и контрабандой оружия, а также незаконным перемещением через госграницу наркотиков и психотропных веществ», - отмечается в документе. По словам депутата Госдумы Сергея Маркова, пограничники не только охраняют границу, но и создают условия для мирного труда и развития народа молодых республик. «Чем больше будет защищена граница на юге, тем более свободной и открытой станет граница на севере», - добавляет он.
Со своей стороны, грузинское внешнеполитическое ведомство уже не раз опротестовывало соглашение России с Абхазией и Южной Осетией, считая этот документ нелегитимным и, соответственно, недействительным. В Тбилиси считают, что этот шаг представляет собой «грубое нарушение основополагающих принципов и норм международного права», и призывают международное сообщество дать соответствующую оценку действиям России.
В молодых республиках, однако, подчеркивают, что с прошлого лета, когда появились российские пограничники, пришла стабильность и спокойствие, а люди начали возвращаться в свои дома. Действительно, Россия дала Абхазии и Южной Осетии гарантии безопасности и неповторения августа-2008. Ведь, как известно, неоднократные обращения республик к международному сообществу относительно угрозы эскалации напряженности в зоне конфликта, не вызвали реакции, несмотря на то, что Грузия наращивала свое военное присутствие в регионе.
Комментируя подписание закона о ратификации соглашений, вице-спикер парламента Южной Осетии Юрий Дзиццойты подчеркнул важность документа, особенно в условиях, когда Грузия не признает Южную Осетию, не хочет слышать о делимитации и демаркации границы и, соответственно, сохраняется возможность повторения агрессии, сообщает «Голос России».
Любопытно, однако, что поначалу население приграничных районов воспринимало приход российских пограничников с опаской - первые местные жители были замечены военнослужащими только на второй день пребывания, до этого они прятались в домах и подвалах. «Грузинская пропаганда сделала свое дело, и все селение выглядело пустым. А сейчас и школы заработали, и садики», - рассказывал начальник оперативной группы погранвойск Андрей Залов. Со временем ситуация изменилась в лучшую сторону - российские пограничники работают со своими югоосетинскими и абхазскими коллегами, а также активно взаимодействуют с местными жителями.
Как отмечают на заставах, сама по себе контрольно-следовая полоса на некоторых участках границы отсутствует. За пультом сидит оператор, который контролирует происходящее в нескольких километрах от заставы. Кроме того, по маршрутам выходят разведгруппы по 10 - 15 человек, оснащенные приборами ночного видения и тепловизорами.
Накануне также стало известно, что без внимания не останется и граница России и Грузии в районе КПП «Верхний Ларс». С этого года к охране рубежей Северной Осетии приступают казачьи дружины, которые, помимо всего прочего, будут заниматься разъяснительной работой с гражданами по правилам пограничного режима и режима в пунктах пропуска через границу. Как уже писала GeorgiaTimes, КПП работает вот уже почти месяц после открытия, последовавшего за четырехлетним перерывом на реконструкцию. За четыре недели пересекли более 1000 граждан, из которых 21 человек оказался нарушителем.
Таким образом, теперь между Москвой и Тбилиси появилось еще два пограничных кордона. Вряд ли об этом задумывались грузинские военачальники, начиная операцию в Южной Осетии. Теперь же, в условиях фактического отсутствия политических и экономических отношений между Россией и Грузией, режим Саакашили вынужден пожинать плоды той агрессии.