«Верхний Ларс» успешно работает вот уже почти месяц после открытия, последовавшего за четырехлетним перерывом на реконструкцию. Правда, при пропускной способности в 400 машин за сутки через него проехали только 450 автомобилей за четыре недели. На них границу пересекли более 1000 граждан, из которых 21 человек оказался нарушителем.
Все они нарушили правила пересечения границы «В основном это граждане Азербайджана, Армении, России и Грузии», - поясняет руководитель пресс-службы погрануправления ФСБ России по Северной Осетии Александр Солод.
Между тем, ранее власти обещали, что проблем с переездом границы у граждан СНГ, за исключением россиян и грузин, возникать не должно. Если между Россией и Грузией введен визовый режим, то все остальные соседи по Содружеству могут свободно перемещаться как по российской территории, так и по грузинской, так как Тбилиси оставил в силе соответствующие документы после выхода из СНГ.
Но меньше всего шансов на пересечение КПП оказалось у местных жителей, страдающих от этого с 2006 года. По сведениям GZT.RU, российская сторона пропускает родственников в Грузию и без виз, но грузинская всех заворачивает.
В Северной Осетии близ границы есть такое село Балта со смешанным осетино-ингушско-грузинским населением. Так вот, чтобы оттуда грузинам съездить в гости на Родину, которая находится в 20-ти километрах от него, нужно преодолеть пусть до Москвы в две с половиной тысячи километров, а потом столько же обратно - чтобы получить грузинскую визу.
Жителям осетинских сел по грузинскую сторону границы за российской визой до Тбилиси ехать ближе, да только получить ее с грузинским паспортом практически невозможно.
Старейшина общества грузин села Балта Алексей Бучукури считает, что загвоздка - в неумелой дипломатии. «Как говорил Важа Пшавела, надо врага сделать другом. Как говорил Шота Руставели, присказка хороша своей краткостью», - цитирует народного мудреца GZT.RU.
Но дело не только в неумелой дипломатии, а еще и в нежелании Грузии упрощать движение на границе. Оппозиция и эксперты в Тбилиси опасаются, что на грузинскую сторону будут проникать пропагандисты отделения Дарьялского ущелья и присоединения его к Северной Осетии. Тем более, что такие заявления уже звучали со стороны общественной организации выходцев из Казбегского района Грузии «Дарьял».
Под углом этой угрозы на минувшей неделе грузинские СМИ подавали новость о поездке рабочей группы Общественной палаты (ОП ) России в Северную Осетию. Визитеры пообещали президенту республики Таймуразу Мамсурову помочь в устранении пограничных барьеров.
«Нам объяснили, что в ситуации на Ларсе российской вины нет. Мы будем способствовать через МИД, через международные общественные институты, чтобы у людей была возможность здесь, на месте, сдать паспорт и через какое-то время получить визу, чтобы пересечь границу», - сказал член ОП Гоча Дзасохов.
Мамсуров выразил надежду, что это начинание удастся. «Это неестественно: через границу визуально видеть свою родину и не иметь возможность выехать туда. Я буду рад, если вы поможете нам в этом вопросе. Это очень важно, это разделяет нас по-живому. Более того, грузины которые там живут, некоторые из них в жизни не были в Тбилиси, потому что до него от границы 200 километров пилить, а рожать, получить образование они едут сюда, потому что до нас 15 минут ехать», - отметил глава республики.
Понятно, что «собиратели» земель грузинских ужасаются при одной мысли о том, что Казбегский район будет сближаться с Россией. Кстати, некоторые географы считают эту местность относящейся к Северному Кавказу. Она находится севернее Крестового перевала - наивысшей точки военно-грузинской дороги и границы кавказского водораздельного хребта - и севернее горы Казбег, высшей точки на данном участке Кавказа. Кроме того, река Терек, в ущелье которой находиться район, относится к северо-кавказскому бассейну.
Эти географические сведения, суммированные с утверждениями президента Южной Осетии Эдурада Кокойты об исконно-осетинских селах Трусовского ущелья района, дают добротную почву для сепаратистских устремлений. Тем более, что жителям Степанцминды (центра района) действительно проще добираться до «российской цивилизации», чем до Тбилиси.
Так что можно ожидать отчаянного сопротивления грузинской элиты, если из России поступят все-таки предложения по упрощению пропускного режима. А может быть, эти вопросы уже обсуждались и были отвергнуты грузинской стороны. Ведь переговоры по открытию КПП «Верхний Ларс» проходили в секретной обстановке при посредничестве Швейцарии и Армении, ради которой Тбилиси и пошел на договоренности с «врагом номер один», которым объявил Россию.
Фото ИTAP-ТАСС