Россия и Грузия послезавтра открывают КПП на совместной границе в Северной Осетии. Для той напряженности в отношениях, которая сохраняется между Тбилиси и Москвой, - это удивительное событие. Тем более, что в адрес Грузии регулярно сыплются обвинения в пособничестве терроризму, а теперь еще и в организации наркотрафика из Афганистана на Северный Кавказ.
Грузинские чиновники пока никак не отреагировали на данные о наркотрафике, с которые на днях в городе Ессентуки Ставропольского края привел директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСНК) Виктор Иванов.
По его словам, объем изъятого героина в республиках Северного Кавказа в 2009 году по сравнению с предыдущим годом вырос в восемь раз и составил 211 килограммов. «Это убедительно свидетельствует об увеличении афганского героинового давления (на регион) через Грузию», - сказал Иванов.
Грузия «стала важным перевалочным пунктом на пути наркотиков в Европу, в том числе в Россию», добавил он. Иванов привел цифры, согласно которым порядка семи тонн афганского героина идет ежегодно через Грузию.
Эти данные от ООН в прошлом году стали предметом обсуждения и в самой Грузии. Как уже писала GeorgiaTimes, лидер «Партии зеленых Грузии» Георгий Гачечиладзе обвинил власти страны в содействии наркотрафику. «По ценам черного рынка Грузия находится на первом месте в мире, что прямо указывает на монополизацию этого криминального бизнеса», - считает Георгий Гачечиладзе. И резюмирует: это возможно в таком маленьком государстве только при участии правительственных кругов.
Органы правопорядка делают вид, что борются с транзитом наркотиков. В прошлом году на границе с Азербайджаном была задержана крупная партия в 320 килограммов наркотических веществ. Но это капля в море по сравнению с тоннами, пересекающими границы Грузии.
Ключевыми пунктами трафика афганского героина на Северном Кавказе Виктор Иванов назвал порты Батуми и Поти и город Кобулети.
Другой путь лежит через Афганистан и Иран в Дагестан. Как рассказал чиновник, в 2009 году в Ставропольском крае была пресечена деятельность международного преступного сообщества, которое специализировалось на оптовых поставках афганского гашиша и героина. На вырученные деньги бандиты закупали автоматическое оружие и боеприпасы... из Грузии.
Уже неоднократно российские спецслужбы выходили на след грузинских пособников кавказских террористов. Под Новый год в Дагестане были найдены записи уничтоженной бандгруппы, в которых отразились источники финансирования ее деятельности. Некоторые из них находятся на территории Грузии.
В феврале на Северном Кавказе был устранен арабский наемник Мохмад Шабаан, который, как предполагается, выполнял диверсии по заказу грузинских спецслужб.
Грузия отрицает свою причастность к дестабилизации обстановки в Чечне, Ингушетии и Дагестане. Как заявил руководитель аналитического департамента МВД Грузии Шота Утиашвили, эти обвинения являются «частью антигрузинской пропаганды и направлены на то, чтобы как-то оправдать российское поражение на Северном Кавказе». А депутат Николоз Лалиашвили считает, что Москва таким образом готовит почву для превентивных ударов по Грузии.
Что касается наркотрафика, то грузинские парламентарии обвиняют в участии в нем российских и абхазских пограничников в Абхазии.
Несмотря на это настороженное отношение друг к другу правительства двух стран сумели договориться об открытии пункта пропуска «Верхний Ларс» - «Казбеги» на северо-востоке Грузии. Он был закрыт Россией на реконструкцию в 2006 году, когда было введено эмбарго на ввоз грузинской продукции.
Ограничения на вино и боржоми до сих пор не сняты. КПП открывается, прежде всего, ради армянских грузов, следующих транзитом в Россию и обратно через грузинскую территорию. Плюс к этому получит развитие удаленный от столицы Казбегский район. Осетинские жители этой горной местности из-за полуизоляции уже даже попросились принять их в состав Южной Осетии.
Правда, пункт пропуска на российско-грузинской границе будет работать только в дневное время, для пешеходов он будет закрыт, и грузинские визы на нем выдаваться не будут.
Россия сама инициировала открытие пункта пропуска, несмотря на подозрения в адрес Грузии. В Тбилиси же некоторые противились этой идее, подозревая, что Москва готовит ловушку: запустит своих же террористов, а потом начнет военное вторжение. Но, как заметил депутат Джонди Багатуриа, все зависит от добросовестности грузинских пограничников. А нелегально проникнуть через границу или провезти наркотики можно по тайным тропам в горах.
С российской стороны контроль над южной границей существенно усилится. На том же заседании силовиков в Ессентуках, где выступал Иванов, был разработан план по борьбе с экстремизмом и терроризмом на Северном Кавказе на ближайшие четыре года.
Генпрокурор России Юрий Чайка жестко раскритиковал работу правоохранителей в регионе, назвав их действия «неадекватными складывающейся угрозе». Он повторил обвинения в адрес местных чиновников, которые уже звучали и из уст президента России Дмитрия Медведева. По словам Чайки, «коррупция охватила практически все уровни власти, правоохранительные и судебные органы», а число выявленных фактов взяточничества сократилось.
Вслед за реорганизацией власть в этом регионе (выделением Северо-Кавказского федерального округа и назначением «антикризисного» полпреда Александр Хлопонина) пройдут преобразования и в силовых органах. Как заявил министр внутренних дел Рашид Нургалиев, вскоре будет сформировано Главное управление МВД по СКФО, которое будет базироваться в Пятигорске. Появятся окружные подразделения и других правоохранительных структур, отмечает «Ставропольская правда».
Но главной задачей для всех северокавказских чиновников по новому плану, как заявил в Ессентуках Хлопонин, станет повышение уровня жизни местного населения во всех проблемных республиках. Причем не только за счет дотаций из федерального центра, которые там по большей части разворовываются правящими кланами.
Оздоровить атмосферу правительство региона попробует за счет восстановления производства, в том числе в перспективных сферах энергетики и агропромышленного комплекса, развития туризма и повышения уровня образования. Если эти проекты будут воплощены в жизнь, возможности для вербовки боевиков и для распространения наркотиков среди безработной молодежи сократятся, коррупция снизится, и станут не такими опасными угрозы из-за границы, в том числе из Грузии.