Политика Грузии в последнее время превратилась, по сути, в нескончаемую президентскую пиар-кампанию, направленную на прославление себя-любимого. К разряду таких рекламных акций, пожалуй, следует отнести и последний призыв Михаила Саакашвили к соотечественникам, проживающим за рубежом (главным образом, естественно, российским грузинам), вернуться на историческую родину. При этом новоявленный Нерон с берегов Куры обещал им любую помощь и поддержку.
Почему сие воззвание следует отнести к числу бесчисленных агиток, на которые так горазд Михаил Николаевич? Да, хотя бы потому, что в реальности реэмиграции грузин в Сакартвело на самом деле никто не ждет. Не дай Бог иссякнет мощный поток денежных переводов из России и других стран, где обосновались деятельные грузины. Да и пополнять армию безработных, которая, по оценке независимых экспертов, достигает сегодня чуть ли не 30 процентов трудоспособного населения, вряд ли найдутся желающие.
А если кто и польстится на сладкие речи главного демократа всего постсоветского пространства, и даже заполучит на родине столь дефицитную сегодня там работу, то все равно неожиданностей не избежит. А дело в том, что утвержденный в 2006 году Трудовой кодекс Грузии, регулирующий жизнедеятельность всего трудового населения страны, поистине кабальный.
Простого работягу могут запросто вышвырнуть на улицу, даже не объясняя причин, поскольку делать этого хозяин юридически не обязан. «Фактически узаконена дискриминация. Работник не имеет права на свободу слова. Женщину, например, могут уволить из-за ее беременности, возможны сокращения по национальному признаку», - рассказывает лидер Объединенных профсоюзов Грузии Ираклий Петриашвили.
На протяжении почти двух лет Объединенные профсоюзы настаивали на изменении Трудового кодекса. «Мы требуем упразднения ряда новых - уродливых статей Трудового Кодекса Грузии, которые ущемляют достоинство граждан Грузии, в результате чего те вынуждены искать работы и защиты своих прав за границей. Мы требуем реального 8-и часового рабочего дня. Требуем трудоустройства многих десятков тысяч безработных», - заявлял на акциях протеста Петриашвили. Он утверждал, что если установить жёсткие нормы для работодателей, то удастся трудоустроить до 150 тысяч человек. Это было бы очень кстати.
Наиболее активно выступали профсоюзы в феврале, поскольку оппозиция в тот момент готовила апрельские акции, увы, завершившиеся безрезультатно. Шок от провала был велик. Только на прошлой неделе возобновились социально-экономические акции. Так, возле парламента НПО и сторонники оппозиционной «Партии народа» провели акцию по защите прав представителей малого бизнеса и пенсионеров. Как заявил лидер «народников» Коба Давиташвили, его партия требует смягчения налогового бремени для малых предпринимателей, которые находятся под постоянным прессингом властей.
Еще одно требование Давиташвили состоит в снижении пенсионного возраста для женщин до 55 лет и для мужчин до 60. Именно с этого возраста уходили граждане Грузии на пенсию до «революции роз», но правительство Саакашвили повысило пенсионный возраст на 5 лет, и «Партия народа» требует его возвращения на прежний уровень. В разработанном сторонникам Давиташвили законопроекте также предусмотрена выплата пенсий в зависимости от стажа и надбавка по 1 лари за каждый год стажа.
Произвол работодателей под сенью реакционного Трудового кодекса продолжался бы и дальше, но подвели «европейские амбиции» правительства Саакашвили. На дискриминационное законодательство обратили внимание в Евросоюзе и пригрозили лишением преференций в торговле (исключение из торгового режима GSP+), если правительство «Единого национального движения» не подгонит законы о труде под демократический стандарт, принятый в Европе.
Разглагольствованиям о демократии Саакашвили, конечно, знает «цену». А вот торговый режим - вещь серьезная. Льготная система GSP+, как поясняет радио «Коммерсант» охватывает около шести с половиной тысяч товарных групп, при экспорте которых взимается нулевая или мизерная таможенная пошлина. Эта льгота предоставляется развивающимся или слабо развитым странам с состоявшейся системой управления и другими институциональными системами. Но важным условием для включения систему GSP+ является ратификация и применение 27 международных конвенций ООН и Международной организации труда.
Поэтому Тбилиси срочно сколотил Трехстороннюю комиссия, в которую входят представители профсоюза, Ассоциации работодателей и правительства. Началось обсуждение вопроса об изменении Трудового кодекса.
Причем работодатели жестко защищают свои привилегии. «У работодателя должно оставаться право освободить конкретного сотрудника, если у него возникают проблемы. Надо учитывать, что сокращение штата не входит в интересы работодателя, а бывает вызвано лишь субъективными причинами. Работодатель и без того терпит убыток, расставаясь с хорошим специалистом. Зачем же его штрафовать?» - говорит исполнительный директор Ассоциации работодателей Грузии Михаил Макацария.
Так что уже сегодня ясно: прийти к соглашению, приемлемому для всех сторон, будет сложно, даже при понукании кураторов из Евросоюза.